КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 3. Меры от Меру - Часть шестая. Русское чувство меры - Русская мода

Русская мода

Мера, образ, способ, правило,- всё, о чём шла речь в данной книге, на латыни звучит как «modus» , а на французском языке – «mode», то есть, «мода».

Как считал Великий Пифагор, все в мире можно выразить через число. Вот и мода в математике (Mo) – это величина, наиболее часто встречающаяся в данном числовом ряду. Например, в ряду чисел 5,12,38,91,5,17,12,35,5,88,12..модой будут числа 5 и 12.

В экономическом смысле, модой являются наиболее популярные типы продукта, одежды, товара, что учитывается при прогнозе продаж или планировании их производства.

В бытовом же смысле, мода определяет стиль или тип одежды, причёсок, образа жизни, искусства, литературы, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени.

Мода сегодня,- это прежде всего бизнес - бизнес тех, кто её создаёт и навязывает, тех кто её рекламирует и продаёт. Именно поэтому, понятие современной моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность, заставляющую население постоянно гоняться за новыми и новыми покупками.

В этом смысле, понятие моды у древних славян очень сильно отличалось от современного, Оно, возвращаясь к этимологии самого слова, означало, прежде всего, меру, образ, правило.

Каждый человек, причисляя себя к определённому роду, племени, народу, сохранял тот образ, который веками отождествлялся именно с ними. Более того, мода не менялась быстро, она, наоборот, существовала в общих своих проявлениях веками, сохраняя и передавая следующим поколениям традиции и знания предков. Благодаря этому, современные археологи, искусствоведы и историки определяют принцип расселения древних народов, их жизненный уклад; благодаря этому, существует возможность «вспомнить» подлинные события прошлого, восстановив, таким образом, историческую справедливость.

Но это совсем не означает, что в наше прагматичное время не надо следовать моде. Мы живем здесь и сейчас, как говорили наши предки, в Явном мире. Однако, во всем должно быть соблюдено чувство меры, в каждой модной тенденции надо, прежде всего, искать баланс, чтобы сохранять индивидуальность.

Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое) это целостное своеобразие человека, его отличие от других людей, неотъемлемое свойство каждой личности. И только личности, как мозаики, складываясь воедино, образуют Лик Рода.

Мода на причёски и головные уборы на Руси

Причёски на Руси имели сакральный смысл. Определенным мерам должны были соответствовать длина волос и способы их укладки.

По русским преданиям, на созвездии Волосынь (Плеяд), Богиня Макошь постоянно плетёт судьбы людей из косм Волоса (созвездие Плеяд расположено между «рогами» созведия Тельца - бывшего созвездия Велеса). То есть, от длины волос, от правильной их укладки, по – поверьям, зависела судьба человека.

В этой книге уже упоминалось о том, что символом древнейшей гиперборейской цивилизации было Солнце с человеческим лицом, а солнечный луч служил символом посыла знания с Северной прародины. С лучами солнца сравнивали славяне и волосы.

Считалось, что с помощью волос - антенн, человек способен поддерживать связь с богами и они являются проводниками божественной силы. Но для того, чтобы волосы имели такую силу, их, и настраивать надо было как антенны: длина волос должна быть кратной частоте какой-либо из планет Солнечной системы. И чем волосы длиннее, там больше они способны принять разнообразной информации. Древнерусское же выражение «опростоволоситься» означало, что длина волос стала простой, обычной, неспособной давать силу.

Силу волос славяне использовали в своих обрядах. Например, волосы кидали вместе с травами, чтобы призвать дождь или запретить ему литься. Свернутые в кольцо и брошенные в поле волосы , как считалось, могли вызвать ураган. Хотя, на этот счет существовала и плохая примета: выбросить выпавшие или состриженные волосы всё равно, что «Ум на ветер бросать».

Воздействуя на волосы, можно запрограммировать человека на исцеление от болезней, на защиту от беды и опасности. Если девушка хотела забеременеть, завязывала волосы на плодоносное дерево или на священное дерево, с просьбой поправить своё здоровье или исполнить желание. Но волосами – антеннами, как считалось, могли воспользоваться и злые люди с недобрыми побуждениями: навести порчу, приворожить и даже убить их владельца. Поэтому к волосам относились с большой аккуратностью и вниманием. Непременно расчёсывали перед сном гребешками из священного дерева с определенными наговорами. Собранные при расчесывании волосы сматывали в колечко и закапывали на перекрестье дорог, под плодоносящим деревом или сжигали в печи.

Существовала также традиция не стричь детей до года, так как можно было случайно «отрезать язык» ребенку, то есть замедлить его развитие, в том числе и речевое. Так же нельзя было при стрижке срезать детям все волосы, нужно было оставить хотя бы один длинный клок, чтобы «не отрезать счастье».

Женские прически и головные уборы

Форма причёски тоже имела сакральный смысл - волосами выкладывались или выстригались узоры тех, или иных событий.

Русские женщины и девушки стрижек не делали, а носили длинные волосы, распуская их-когда настраивались на получение пророчеств и заплетая в трёхлучевые косы, - в повседневной жизни, что способствовало объединению и прохождению энергий трех Миров - Яви, Нави и Прави по позвоночнику.

Девушкам полагалось дома, а в летнюю пору и на улице ходить с «непокрытым теменем». В косу вплетали косник или накосник — золотую нить или треугольную привеску, обычно богато расшитую нитками и жемчугом, окаймленную кружевом или металлическими пластинками.

Вокруг головы было челье — шелковая либо из золотых нитей. Украшенная по всей окружности, она называлась венком или венцом. Более сложный, богато украшенный венец назывался коруной. Это был атрибут богатой городской девушки и ценилась коруна очень высоко.

С украшением на лбу, очелье носило название чело или челка.

В знак того, что девушка сосватана, она вплетала в косу ленту. На свадьбе же, подружки, под грустные песни и причитания, девичью косу расплетали и заплетали две,- вот только их уже вне дома никто не видел: все волосы убирались под головные уборы или прикрывались повоями, прикрывавшими волосы до плеч и платками. Скорее всего, это делалось для того, чтобы вся сила замужней женщины была направлена уже не во вне, а на дом, на семью, на мужа, на ребёнка. Появиться на глаза посторонних людей женщине без головного убора или девушке с распущенной косой считалось “распущенностью”. А в ряде случаев это могло расцениваться как признак шалавы или ведьмы. Женщина, с которой прилюдно срывали повой либо платок, считалась опозоренной, а такого рода хулиганов подвергали очень высоким штрафам.

Головные уборы у женщин были очень разнообразны. В XVI в. Домострой рекомендовал при подготовке к свадьбе в доме невесты: «положити кика да положити под кикой подзатыльник, да подубрусник, да волосник, да покрывало».

Но чаще носили нарядные твердые кокошники - головной убор с богатыми украшениями, кику – рогатую, как символ плодородия замужней женщины или безрогую – для вдов и пожилых, и сороку - украшенный шитьем кузовок. Также были и повойники – нижние головные уборы замужних женщин, которые по форме напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они из льна или полотна.

Зимой носили убрус - тяжелый верхний головной платок, а также маленькие меховые шапочки и шерстяные платки.

Мужские причёски и головные уборы

У мужчин на Руси стрижки делались на длинных волосах, в соответствие с их сословием и жизненными условиями в данный момент времени.

До Х в. каждый князь отращивал волосы до плеч и причёсывался на прямой пробор, позже волосы стали носить немного короче,- чтобы прикрывали уши.

Особой популярностью пользовалась стрижка «под горшок». Для достижения ровной линии и соблюдения правильной меры длины волос, при стрижке на голову одевался обычный мерный глиняный горшок. Немного позже появляются стрижки «под скобку», «в кружок». Например, стрижку «под скобку» носил Иван Грозный.

В быту, в мирное время, славянские мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными на лбу очельем из кожаного ремешка или обыкновенной веревки.

Во время ведения военных действий, для удобства и из гигиенических соображений, волосы стригли коротко, а иногда и наголо.

Варяги, казаки, брахманы носили на выстриженной наголо голове длинные чубы-чупрыны.

Этнолог, искусствовед, действительный член русского Географического Общества С.В. Жарникова в одном из своих докладов « Единые корни домашних обрядов индославов в России и Индии» в 2010 году сообщала: «…выясняется, что чудья на санскрите значит - чуб, хохол, оселедец, то что оставляли после первой стрижки мальчика-брахмана и то, что до сих пор носят в Индии брахманы. Князь Святослав, князь Игорь и иже с ним, все так называемые варяги носили этот оселедец. В индийских домашних обрядах существует даже такой термин - чудья карна - стрижка, выстригание этого хохолка».

У казаков нередко по форме и длине такого рода прически судили о его звании, его чине, статусе, боевой выучке и опытности. Чубы и оселедцы были внешним признаком, по которому казаки узнавали друг друга. Лишить чуба казака считалось наибольшим позором для него.

Вот описание встречи византийского императора с киевским князем Святославом, который особо отличился разгромом хазарского коганата: «Святослав приплыл на скифской ладье… он был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода…»

«Чуб непременно носили за левым ухом, как все отличия и награды, - объяснял запорожец Антин Головастый Великому князю Константину Павловичу, — саблю, шпагу, ордена и др. носят слева, то и чуб, как знак рьяного и отважного казака, следует также носить слева".

У арийских племен, которые в давние времена переселились в Индию, такая прическа была признаком военной касты — кшатриев еще четыре тысячи лет назад. У них она имела название „шикхандака" и символизировала солнечный луч! (снова знак посвящения в Северную Традицию!).

В Мизине, на берегу реки Рось, археологи нашли старейшее в мире антропоморфное изображение с чубом, вырезанное на кости мамонта. Возраст изображения — 20 тысяч лет.

Похожую причёску воина можно увидеть на древних фресках и гравюрах, прочитать в летописных воспоминаниях по всей Европе.

Козьма Пражский, описывая знатного чеха времен Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове. „Великая хроника”, описывая последнего представителя родовой знати на польский престол – Котишко, говорит, что его голова была голой, за исключением одного клока волос на макушке.

Первые поселенцы Англии были бриты, поэтому королевство и носит название Великобритания. Норманны, которые завоевали Англию имели выбритые головы и широкий чуб спереди. На голове у норманнов такая прическа была признаком знати - ярлов. Такая прическа,- признак божественности, была распространена и среди кельтов. Франкские воины в IX в. при династии Каролингов тоже носили прическу, напоминающую чуб-оселедец. Чубы также носили древние германцы - готы (остготи). Большинство франкских, сакских, вандальских и других воинов средневековой Европы иногда оселедцы заплетали в косы, в знак того, что воин находится в состоянии священной войны.

Древнерусские воины ещё и заплетали длинные волосы в косы. Так длинные волосы не мешают вести боевые действия. Кроме того считалось, что Богу Сварогу удобнее за косы спасать своих детей от гибели, а павших героев - переправлять в Ирий.

В ряде стран, например, в Китае, в Индии, у Североамериканских индейцев мужские косички популярны до сих пор. А в одной из каст Индии коса является признаком духовной силы, знаком служения богу. Причем не стригутся волосы с самого рождения, и коса к пожилому возрасту может достичь полутора метров. Потеря косы равнозначна утрате влияния и силы.

Традиция отращивания длинных волос и ношения бороды и усов сохраняется и сейчас за православными священнослужителями.

Образом Иисуса Христа является его изображение с распущенными волосами до плеч. Именно таким выглядит, как считается, его прижизненный образ - икона «Спас Нерукотворный». Сохранились и другие свидетельства такого облика Иисуса Христа. В Евангелие Иисус Христос назван назореем, а в Ветхом Завете упоминается особый чин назорейства, представлявший собой систему подвижнических обетов, среди которых фигурировал и запрет стричь волосы (Чис. 6: 5; Суд. 13: 5).

Библия, описывая подвиги Самсона, упоминает, что вся его сила заключалась в волосах. «Бритва не касалась головы моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя»,- говорил герой.

Но в Русской православной церкви власоращению предшествовал и другой обычай – выстригать волосы на темени. Эта традиция пришла из Византии, где существовала по меньшей мере с VII века. Прическа при посвящении в монашество предполагала выбривание волос на темени (гуменце, маковка, верховка) и подстрижение их снизу «в круг».

Обряду выстрижения гуменце подвергались и обычные юноши - староверы во время обряда посвящения во взрослую жизнь.

После раскола христианства на католичество и православие, остриженное место на макушке – тонзура (лат. tonsura) сохранилось у католических духовных лиц, как символ отречения их от мирских интересов. В настоящее время тонзура производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиной с гостию, у епископов - еще большие, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос над лбом.

У друидов ирландскими и британскими (до н. IX в.) монахами была заимствована и еще одна форма тонзуры, когда передняя часть головы выбривалась до линии, шедшей от одного уха до другого, а на остальной части головы волосы не стриглись.

Елена Блаватская в своей работе «Корни ритуализма в церкви и масонстве» пишет, что происхождение тонзуры следует искать в Древнем Египте: «макушка голов у жрецов Анубиса была обрита — отсюда произошла тонзура»...

*Анубис- египетское божество с головой собаки и телом человека, проводник души в царство мёртвых

Далее Елена Блавацкая пишет, что выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформацию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Тонзура может разделять символику солнечного диска, короны и купола храма. В христианстве она символизирует терновый венец и отказ от плоти. Однако, масоны, например, проводят здесь параллель со световым окошком в крыше храма – в этой интерапритации, тонзура есть готовность немедля воспринять низошедшую благодать.

Головным уборам на Руси предавалось очень большое значение. У мужчин, во времена уже сильного расслоения общества, он служил, прежде всего, показателем социального статуса. Чем выше мужской головной убор, тем более высокое положение занимает её хозяин: "По Сеньке и шапка, по Фоме и колпак".

На улице мужчины высокого социального статуса, также как и женщины, были в головных уборах и снимали их только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах. Особенно отличались шапки знатных бояр, которые делались из меха «в локоть высотой», так называемые, горлатные шапки. Назывались они так потому, что делались из меха горла куницы или чернобурой лисицы. Во время выхода, под горлатную шапку боярин надевал тафью, а на тафью ещё и колпак.

Тафья или скуфья - маленькая, расшитая золотым шитьем, бисером и жемчугом бархатная шапочка, типа тюбетейки, которую часто не снимали даже дома.

Остроконечный колпак богатые люди носили из атласа расшитые жемчугом, драгоценными камнями и золотом, с пристегнутым околышем. Зимой такие колпаки подбивали мехом, который выворачивали наружу широкой полосой.

Разновидностью колпака была Мурмолка. Этот вид головного убора был распространен, особенно, в царской дружине.

С XIV и до конца XVII века русские цари венчались на престол «шапкой Мономаха»: богато украшенной полусферической тульи с собольей опушкой.

Мужчины статусом пониже тоже носили шапки - колпаки, но попроще. Всем известные треухи стали появляться в русской деревне намного позже (с XVII века), а шапки-ушанки с последней трети XIX века.

При этом, мужики должны были «ломать шапку» в знак почтения перед встречными более высокого социального положения. Перед знакомыми того же социального статуса этикет тех времен предполагал слегка приподнимать головной убор при встрече. Причем, так приветствовали лишь людей малознакомых, не вхожих в дом. А если люди встречались только на улице, друг друга без головных уборов они видеть не могли. Отсюда и появился фразеологизм «шапочное знакомство», то есть неблизкое знакомство, поверхностное знание о ком-то.

Каждый национальный головной убор, следуя древней традиции, соответствовал своей мере: его высота, форма, объем характеризовали социальное положение его владельца.

Деньги - шапками

Свойство шапок иметь определенную мерку и размер, позволили в XIV—XVII веках использовать их в качестве измерения… денег. По всей видимости, именно с этого времени, когда серебряный рубль (копейка) был не счётной, а весовой единицей, пошла традиция у уличных артистов обносить зрителей по кругу шляпой, чтобы, таким образом, собирать вознаграждение за свой труд.

Если обратиться к любимой многими поколениями детей сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок», то Царь с Иваном именно таким образом расплачивался за двух златогривых коней:

«Что в промен берешь добра?»
«Два-пять шапок серебра!»
«То есть это будет десять…»
Царь тотчас велел отвесить…»

Иван исчисляет деньги шапками, то есть определенным объемом, а точнее — весом монет, входивших в этот объем. И только лишь незначительные суммы в допетровскую эпоху подсчитывали не на вес, а на счёт:

«Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу —
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали…»

Кстати, для счета денег использовались и другие меры объема: горшки, ендовы, крынки.

Весовое содержание металла в монете называлось «Монетная стопа».

Например, первые медные петровские деньги 1700 года чеканились по 12-рублевой стопе, то есть из пуда меди изготовлялось монеты на 12 рублей. Но очень скоро, вследствие дефицита меди, монетная стопа неоднократно снижалась и дошла до 40 рублей, а затем денежная реформа, борясь с фальшивомонетчиками, снова в 1730 году выровняла монетную стопу для меди: из пуда металла стали чеканиться медные монеты только на 10 рублей.

Позже стали чеканить медные монеты разного номинала. Помимо копейки и пятака, изготовлялись гривны, полу-полтины (полушки), полтины и рубли. Медный «рублик» был размером в лист ученической тетради и весил четыре фунта (1 кг 600 грамм). Конечно, такой «рублёвый медяк» был тяжеловат и не удобен в обращении, поэтому предпочитали пользоваться рублём серебряным.

Усы и бороды

Слово «борода» произошло из словосочетания: «богатство рода». То есть, тот у кого больше борода, у того и род богаче. С возрастом, когда род приумножается детьми, внуками, правнуками,- борода густеет, а голова умнеет.

Длинные бороды и усы на Руси носили и бояре (прямые потомки Яра), и простые люди.

Бороды были самой различной формы – борода - «лопата», борода клинышком, остроконечная борода, круглая борода, борода, разделенная на две части.

Часто бороды подрезали или подвязывали особым способом перед началом военных действий, уберегая их от осквернения. Русские былинные богатыри, ссорясь, неприменно хватали друг друга за бороды. Дело в том, что борода считалась важнейшим символом чести. И дернуть за бороду, плюнуть на неё или подполить,- означило призыв к войне.

Однако, в знак какого-либо протеста, иногда бороды сбривали. Сохранились, например, свидетельства о моде на выбритые лица в Москве при князе Василии Ивановиче, во времена Великой Смуты и др. Учёные-историки пишут, что древние римляне завели обычай наголо сбривать бороды именно ради того, чтобы устранить возможный источник конфликтов: нет бороды – и дёрнуть не за что.

В средневековой Европе христианская церковь выступала против обычая “выращивать на лице щетину”, поэтому после церковного раскола, католические священники, в отличие от православных, бороду не носят.

Исходя из вышесказанного, думаю, следует призадуматься над тем, в чьих интересах было проведено насильственное выбривание и обрезание длинных волос на Руси в эпоху Петра Первого, и так уж верна поговорка: “Волос длинный, да ум короток”


Copyright © 2006-2020, Karvin.ru. Персональный сайт Елены Витальевой, ссылка на автора обязательна!