КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Наше наследие - Жили-были наши деды... - Царство Хора

Жили-были

Царство Хора

 

Не одна праздничная ЯгРА не обходилась без обрядов. Обряды способствовали активному включению людей в «ряд», правильный ритм, природных энергетических процессов. При этом, в силу вступали те же природные законы, что рассматривались в предыдущей главе: с помощью хороводов, хоровых пений, плясок, танцев, позорищ (спетаклей), игрищ люди получали позитивный настрой и воссоединялись с богами.

Русский танец всегда был тесно связан с бытовыми традициями и обычаями народа (рождением ребёнка, свадьбой и т.п.), с посевными работами, сбором урожая, охотой и рыбалкой, с защитой от врагов.

Самый распространенный и самый древний вид русского танца,- хоровод - повторял живыми движениями его участников узоры русских вышивок и деревянной резьбы, ткачества и орнамента на камне. В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругом, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, хоровым пением. Каждая фигура в хороводе, как и тканый узор, имела своё значение. Основной композицией хоровода является круг из людей, держащих друг друга за руки,– символ солнца, единства русского народа. Именно в хороводе происходили все действия Ягры: пляски, песни, игры, каждый со своим сюжетом, настроем, смыслом. Хоровод на Руси был главной возможностью продемонстрировать свою стать и красоту, искусно вышитые наряды девушкам и удаль, мужественность юношам, приглядеться друг к другу.Однако, в большей степени, танцевальные движения передавали человеку мифологические знания, а не сводились только к сексуальному завлечению противоположного пола, как это практикуется сейчас.

Как видно, слово ХОР и ХОРовод имеют одну корневую основу. Корень «хор», так же, как и «коло» семантически означает «круг». Отсюда, помимо хоровода, следуют такие «круглые» русские понятия, как: круговая застройка –ХОРоромы (Храм), объединяющая воинский круг – ХОРругвь, круглый ритуальный пирог –ХОРошуль (курник). Тот же корень имеет и болгарский танец ХОРо и македонский-ХОРмос.

С понятием коло-хора связано и имя славянского бога Хорса (Хора, Коло) – бога мира Прави, истинного миропорядка, связанного с ходом солнца. В «Слове о полку Игореве» Хорс назван великим богом. Бог Хорс покровительствовал знаниям, волховским искусствам, пению, танцам, являлся хранителем праздничных и бытовых традиций.

Исходя из вышесказанного, трудно не согласиться с тем, что слово «хор» имеет наше, древнерусское происхождение, а не заимствовано у греков, как об этом пишут в многочисленных словарях. Да и «ХОРошо» - это когда светит солнышко да всё в порядке на Русской Земле!

 

Народный танец искусно вплетался в хороводные действа. Танец выполнял роль магического ритуала, почти все движения которого повторяли повадки животных. Смысл таких движений понятен: хочешь быть сильным, надо слиться с энергией медведя; хочешь быть быстрым, подражаешь зайцу; хочешь парить в духовном поиске - движения повторяют вольный полёт птицы. Излюбленный женский образ – это образ водоплавающей птицы: утки, лебедя. Этот образ, как уже упоминалось, образ Богини Макоши, часто встречается в народных орнаментах, в женской одежде. Традиционные движения женского обрядового танца отличаются плавностью, неторопливостью, и в то же время женственностью, горделивостью осанки: « А сама- то величава, выступает будто пава»,- эта строка Александра Сергеевича Пушкина знакома нам с детских лет. И хотя пава-это не водоплавающая птица, а жена сухопутного павлина, точнее образ танцующей русский царевны не передашь. В русской сказке «Царевна-Лягушка» сохранилось и описание магического танцевального обряда со спущенными длинными рукавами: «…. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво! Махнула правой рукой – стали леса и воды; махнула левой – стали летать разные птицы...». Кстати слово «мах» имеет прямую связь со словом «маг» и являлось основным магическим движением.

Движения мужских плясок были всегда связаны с боевым искусством. Танцы вприсядку, например, или с высокими прыжками, демонстрируют умение воина резко менять уровень атаки в бою; перекатывание, кувырки – быстрый уход от нападающего. Умение резко приседать спасало жизнь пехотинцам избегать натиска конницы. Частые похлопывания ладонями по телу во время русского пляса укрепляли ладонь и силу удара в кулачном бою. Сложные плясовые движения тренировали у мужчин сноровку и умение управлять своим телом в самых экстремальных ситуациях. И этим искусством, задорным искусством пляса, постоянно тренирующим и самосовершенствующим мужчину как воина, владели раньше все.

Прежде широко проводились состязания плясунов. Обычно это было состязания в форме перепляса: один из плясунов показывал какие-либо движения, а соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои.

В народные традиции, например на Псковщине, входила шествие-пляска с «ломанием»- "Скобарь", которая заканчивалась кулачным боем (дракой) на заранее обговоренных условиях: например, когда гармонист прекратит наигрыш или до первой крови.

Во время «ломания весёлого», человек входил в определённое психическое состояние (транс), которое меняло его отношение к действительности, приводило к отчаянным действиям, избавляло от страха боли и даже смерти. Под гармошечный наигрыш, под насмешливые издёвки поющих, гиканье, пляшущие притопывали, двигали плечами, махали руками, били кулаками в землю, при этом, намеренно постоянно сбиваясь с ритма, вели себя, как говорят, выламываясь. Такие действия тоже относились к приёмам древней народной магии, они призваны были обеспечить внешнюю расслабленность и внутреннюю собранность тела, готовность к бою.

Как поясняет исследователь боевых традиций Руси Г.Н. Базлов: «Боевые танцы выполняли функцию бесписьменного способа передачи прикладной информации. Отобранные этносом на протяжении веков, наиболее удобные для боя движения передавались пластически, вместе со способом дыхания и звукоизвлечением, на фоне особого психофизического состояния».

 

 Автор: , материал опубликован: 06.09.2015, 14:22 
При использовании материалов ссылка на автора и сайт
www.karvin.ru обязательна!


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.