КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Наше наследие - Жили-были наши деды... - Опасные инструменты

Жили-были

Гармония звука

 


О роли музыки в установлении контакта с богами напоминает сохранившийся термин «такт»: тео+ акт, то есть, божественный акт.

Каждый народный инструмент резонировал с конкретным видом божественной энергии, стимулируя и гармонизируя энергетические потоки человека и окружающей среды.

Гусли гудели - издавали звук «гу». В древнерусском языке, «гу» означало «звучать» (ср. ни гука, т.е. ни звука). На санскрите, «гу» - идти (ср. русское «гулять»). То есть считалось, что гусли и звучали и двигали окружающую энергию. Отсюда не случайно и происхождение слова «гусь». Это название птицы, которая передвигается, издавая громкий звук: «га - га», означавший движение (ср. «нога», «гора»). Кроме того, в ведической космологии и сакральных текстах, образ водоплавающей птицы (гуся, утки, лебедя) символизировал небо, свет, солнце, огонь, воплощение творца (богиня Макошь). Образы водоплавающих птиц, используемые в русской народной одежде (кокошники, вышивки), в предметах быта (ковши), в строительстве (коньки на кровлях) и проч.- служил оберегом.

Под аккомпанемент гуслей исполнялись гимны, прославляющие «Белый свет» и создавших его богов, своим гудением не давая вмешаться силам хаоса в материальный мир.

  

Именно поэтому, 350 лет назад, когда было окончательно и бесповоротно решено установить связь человека с богом через посредников, последовали один за другим царские указы Алексея Михайловича: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь» (приказчику Верхотурского уезда в Сибири,1649г).

По свидетельству Адама Олеария «около 1649 года все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».

Никоновская церковная реформа, опиравшаяся на государственную власть, провозгласила «греховность» инструментальной музыки, разрешив для духовного настроя только пение и колокольный звон. Проповедник 12 века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем « кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике 16 века среди вопросов на исповеди есть такие: « ни пел ли яси песней бесовских, не играл ли яси в гусли?».*

Однако, русские мужики, для народных гуляний стали изготавливать инструмент, наподобие запрещённой домры, только сколоченный треугольником из дощечек с тремя струнами, о происхождении названия которого А. Новосельский в «Очерках по истории русских народных музыкальных инструментов», пишет: «...под неумелыми руками инструмент не ладился, вместо звука получалось какое-то бренчание, и инструмент стал называться вследствие этого брунькой, балабайкой, балалайкой». В дальнейшем, на балалайке стали играть не плектром, а кистью руки, как это издавна практиковалось на древней форме гуслей.

Так новое несерьезное название инструмента, подчёркивающее его применение только для забавы, вошло в народ и получило путёвку в жизнь. А теперь брэнд водка - балалайка олицетворяет русского человека, который о таких удовольствиях ещё триста лет назад слыхом не слыхивал и видом не видовал.

Хотя, надо отдать должное, даже такой примитивный инструмент, благодаря таланту, трудолюбию и высокой духовности таких исполнителей, как, например, Андрей Архиповский, - русский скоморох («скоморох» на санскрите - вестник, посланец), прозванный в Европе «Паганини с балалайкой», способен снова достучаться до древних славянских богов.

  

«Архиповский — смесь гитарных богов Стива Вая и Джеффа Бэка, и это на традиционном треугольном и 3-струнном русском народном инструменте. Его техника захватывает дух, его звук всеобъемлющ. Яркая выразительность в его трактовке традиционных вещей вызывает «мурашки по коже».— «De Volkskrant» (Нидерланды) о выступлении Алексея Архиповского на Jazz Zomer Fiets Tour (Гронинген, август 2006).


  *В материале использованы цитаты с сайта: http://www.balalaika-master.ru , Википедии и доклада С. Жарниковой на Конгрессе Ведической культуры ариев - индославов С-Петербург,22.11.2009г.

 Автор: , материал опубликован: 03.09.2015, 17:05 
При использовании материалов ссылка на автора и сайт
www.karvin.ru обязательна!

 

 


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.