КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Наше наследие - Загадки Карелии - Таинственные карлики Арктиды

Таинственные карлики Арктиды

Норвежские альфары, датские и шведские эльвы, англосаксонские гномы и эльфы, германские альбы... Мудрецы, чародеи, величайшие мастера по обработке металлов, изготовители магических предметов... Предания об этих загадочных существах широко распространены среди народов Северной Европы.
Во многих районах Земли существуют легенды о карликах как о первоначальных жителях этих местностей, которые с появлением людей всегда уступали им место, исчезая бесследно, уходя... под землю.

В России предания о <чуди белоглазой>, ушедшей под землю, были распространены по всему Северу.

Что скрывается за многочисленными легендами о карликах? И почему средоточием этих легенд является север Европейского континента, омываемый волнами Ледовитого океана?
Сама возможность существования маленьких людей не должна ни у кого вызывать удивления - это явление достаточно хорошо известно и многократно описано.

Малорослость, карликовость, называемые в биологии научным термином <нанизм> - феномен, пока еще недостаточно изученный. По современным представлениям, нанизм представляет собой адаптацию к различным факторам окружающей среды, в том числе низким температурам и недостатку пищи. Интересно, что в одних и тех же условиях может проявляться как нанизм, так и его антипод - гигантизм. В наше время племена <маленьких людей> - пигмеев обитают в экваториальной Африке и на Андаманских островах (Индийский океан).

В Европе сперва считали карликами лопарей и ненцев.
Ганзейские купцы привозили из Новгорода рассказы русских промышленников о том, что по ту сторону Гиперборейских (Уральских) гор живут пигмеи, <ростом не выше 3-летнего мальчика>. Финны называли лопарей <пигмеями севера>, а в Европе в XVI в. ненцев-самоедов изображали карликами. Позже, убедившись, что это не так, <пигмеев> стали помещать на крайнем севере. На карте норвежского мореплавателя Олая Великого, выполненной в 1567 г., к северу от Норвегии, выше Лапландии, показана Scriclinia - страна карликов-скриклингов с надписью: (<Здесь обитают пигмеи, проще говоря, скриклинги>).
Каких-то странных людей, <заклепанных в скале> и говорящих на непонятном языке, повстречали люди новгородца Гюряты Роговича, посланные им собирать пушную дань <за Камень>…

Георги И.-Г., Рот К.М. Лопарь, 1799

САЙВОК, УЛЬДРЫ, HALTIA финно-угров.

Фольклор - это, помимо прочего, еще и историческая память народа. Подобные свидетельства есть и у народов Севера нашей страны.
Н.М. Карамзин отмечал, что <… в России финны и чудь славились волшебством>. Карамзин основывался на свидетельствах древнерусских источников о колдунах, прорицателях, чародеях из среды финно-угорских народов, обитавших на севере Руси. Можно вспомнить <вещего финна> из поэмы А.С. Пушкина <Руслан и Людмила>, который постиг ученье колдунов <у финских берегов>. Между тем у финских народов всегда существовало убеждение, что своим волшебным знаниям местные чародеи во многом обязаны неким подземным духам-карликам.

Предания о карликах, обитавших в пещерах или под землей, существовали у всех финских народов, из которых древнейшими обитателями Севера являются лапландцы (саамы, лопь, лопари).

По-фински подземных карликов называли <огненноглазые haltia>, по-лопарски - <сайвок>.
Лапландцы – народ кочевой. Раскинув свое легкое жилище на удобном месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились неясные голоса и звяканье железа. Это служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место – она закрывала вход в подземное жилище сайвок. С карликами – подземными жителями, боявшимися дневного света, но могучими волшебниками, лопари опасались ссориться.

Саамы рассказывают еще о карликах-ульдрах - жителях Лапландии. Зиму ульдры проводят в своих подземных убежищах. Лапландцы - народ кочевой. Иногда в своих жилищах из оленьих кож они слышат, как под землей забеспокоились ульдры - значит, жилище надо переносить с этого места, оно закрыло вход в подземные обиталища этих маленьких существ. Если этого не сделать, ульдры могут сильно навредить - порвать оленьи шкуры, украсть из колыбельки дитя и подложить вместо него своего уродца. В этом случае рекомендуется обращаться с маленьким ульдром нежно - тогда мамка-ульдр смилостивится и вернет ребенка на место.
Днем ульдры слепнут от света и поэтому выходят на поверхность ночью. При встрече с ульдром надо держаться с ним как можно осторожней и не делать ничего, что тому может не понравиться, ведь ульдры - могучие волшебники.

ПАНЫ вепсов, карел и меря.

Для вепсско-карельской и мерянской культур существует название маленького народа - <паны>.

В легендах, распространенных на Севере, чудь и паны нередко оказываются совершенно тождественными друг другу и обозначают в совокупности древних аборигенов края, инородцев, обобщенный образ которых в одинаковой степени архаизируется и гиперболизируется. Несомненно, что с воспоминаниями о чуди смешались и переплелись исторические предания о польских <панах> Смутного времени. Иногда и чудь, и паны представляются просто как разбойники.

По преданиям, легендарные чудские памы-<паны> ушли под землю вместе с чудью. А у финских народов - заволочской чуди, коми-зырян, вепсов - жрецы, волхвы, мудрецы стали называться с тех пор Памами...

ЧУДЫ коми.

Легенды о маленьких подземных жителях, умеющих обрабатывать железо и обладающих сверхъестественными способностями, сохранились у всех народов, населяющих Север России. Так, коми, живущие на Печорской низменности, знают о существовании маленьких человечков, творящих чудеса и предсказывающих будущее. Они пришли с севера.

Сначала человечки не умели говорить на языке коми, потом постепенно выучились. Они же научили людей ковать железо. Маленьких человечков здесь называют чудами, <чудь-дез>. Чуды - могучие колдуны, творящие волшебство и предсказывающие будущее.
Колдовство их обладало страшной силой. По их приказанию меркли Солнце и Луна, день превращался в ночь, а ночь - в день.

СИИРТЯ ненцев.

На побережье Ледовитого океана эстафету легенд коми о карликах принимают ненцы. "Давным-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили "сииртя» – маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли». Так рассказывают о сииртя – странном, мифическом народе, некогда якобы населявшем пространство от Канина Носа до Енисея.

Путешествовавший в конце XVIII в. по Европейскому Северу России академик И. Лепехин писал: <У самоедов и других северных народов существуют предания о живущих под землей людях. Самоеды называют их Сиртье и говорят, что это народ, занимавший их страну раньше их и который после их прихода ушел в землю и живет еще там>.

<Давно-давно, когда наших людей здесь не было, тут жили сииртя - маленького роста люди. Когда людей много стало, они насквозь в землю ушли>. Так рассказывают ненцы о сииртя - странном полумифическом народе, некогда населявшем пространства Севера от Канина Носа до Енисея.

Предки ненцев - народа самодийской языковой группы - начали освоение Западной Сибири еще 8 тысячелетий назад. В своем движении на север ненцы сталкивались с энцами (<манту>), тунгусами (<тунгос>), хантами и манси (<хаби>), селькупами (<тасым-хапи>), нганасанами (<тавы>) и странным малорослым народом сииртя (сиртя, сихиртя). Если с первыми народностями все просто - они существуют и сейчас, то над загадкой сииртя ученые ломают головы до сих пор.
<Сииртя - это такой белый, как известь, человек, - рассказывают ненцы. - Как тень ходит. На солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сииртя увидит, счастливый будет>.

С сииртя ненцы встретились на северном побережье Ямала. Если в фольклоре ненцев эпизодов борьбы с другими племенами довольно много, то сюжетов о войне ненцев с сииртя почти нет - загадочные карлики-сииртя, рассказывают ненцы, способны исчезать, становиться невидимыми. Наконец, сииртя переселились под землю, <уйдя в сопки>. Некоторое время они жили под землей, где владели стадами мамонтов - <земляных оленей>.

Сииртя выходили на поверхность только ночью, избегали встреч с людьми, однако некоторым из ненцев посчастливилось общаться с сииртя и перенять у них крупицы их знаний. Потом сииртя исчезли совсем.

Следы сииртя сохранились по всей тундре: в названиях многих рек (<Сииртя-яха> - река сииртя), сопок, урочищ (<Сииртя-нада> - <яр сииртя>). Известно, что сииртя - богатый народ: у них в изобилии имеются серебро, медь, железо, свинец и олово. Они живут в земле и добывают их из земли. В своих подземельях сииртя греются перед небольшим синим огнем. На поверхности сииртя можно видеть только издали, а подойдешь ближе - они скроются, а куда - никто не знает. <Видно, в землю уходят>, - считают ненцы.

В легендах о сииртя легко просматриваются два пласта ~- первый, о досамодийском населении тундры (есть гипотеза, что это были юкагиры), и второй, более древний, имеющий общие корни с северными преданиями о чуди. Реальность сииртя настолько не вызывает сомнений, что некоторые исследователи даже пытаются отыскать археологические следы этого народа. Из всех народностей, с кем соприкасались в своей истории ненцы, только сииртя остаются загадкой...

Подземные жители Якутии.

Встречаются следы таинственных подземных жителей и в далекой Якутии, в бассейне реки Вилюй, в месте, носящем многозначительное название Долина смерти. Редкие исследователи, добравшиеся до этого загадочного места, рассказывают об удивительных металлических колоколах, прикрывающих проходы, уводящие в неизведанные недра.

Михаилу Корецкому из Владивостока повезло – он побывал в Долине смерти три раза. Попадал он туда не от хорошей жизни – в этом месте большинство людей могли мыть золото, не опасаясь получить пулю в затылок. "Я видел, – рассказывает Корецкий, – семь "котлов». Размер их от шести до девяти метров в диаметре. Изготовлены они из непонятного металла, который не берет даже отточенное зубило. Сверху металл покрыт слоем неизвестного материала, похожего на наждак, который нельзя ни сколоть, ни поцарапать». Якуты рассказывают, что раньше из-под куполов можно было попасть в расположенные глубоко под землей комнаты, где лежат промерзшие насквозь худые одноглазые люди в железных одеждах.

Чудь белоглазая севера Руси.

Предания о чуди распространены повсеместно на Севере.

Русские предания Беломорья, Приладожья, Урала и Сибири повествуют о том, что здесь задолго до прихода русских жила чудь белоглазая.
Она занималась в горах добычей золота и серебра, и долгое время спустя древние рудники в Сибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли <чудскими копями>.
Сказания Приуралья указывают чудские крепости, городища, могилы.

Иногда чудью называют финские племена, жившие здесь до прихода русского населения, однако исследователи давно установили, что чудь - общее понятие для всех аборигенов-инородцев, обобщенное название для самых разных этнических групп.

При этом чудь чуди рознь - одни народные предания рисуют чудь как племя сильное, могучее, богатырское, другие - слабое, нерасторопное, малоподвижное, не пытающееся бороться за свое существование. В рассказах местных русских жителей о силе, могуществе и чародействе древних обитателей Севера слышны отголоски древнейших чудских (финских) верований и преданий.

Некоторые легенды о чуди более чем конкретны, в них указываются сохранившиеся до сих пор населенные пункты, урочища, а также крестьянские фамилии и рода, берущие свое начало от чудских родов. Другие предания о чуди имеют мифический характер, полностью утратив какие-либо реальные черты. Очевидно, что русские предания о чуди имеют несколько <слоев>, один из которых - предания об <ушедшем в землю> чудском народе. Г. Куликовский в <Словаре областного Онежского наречия> пишет о <действительной чуди> и <чуди загадочной>. Вот эта последняя-то и интересна нам более всего...
Эта <чудь загадочная>, как утверждают легенды, пришла откуда-то с севера. Когда же пришли русские, то <чудь в землю ушла, под землей пропала>.

По рассказам, это было так: выкапывали яму, ставили по углам столбики, делали над ямой крышу, сверху засыпали землей и камнями, потом сходили в ямы с имуществом и, подрубив подставки, погибали.

Трудно сказать, насколько эффективен такой способ массового самоубийства. И зачем надо было при этом брать с собой имущество? На том свете оно все Равно не понадобится. Есть многочисленные сообщения, что <в ямах> после гибели чуди никаких сокровищ не отыскивались. Куда же они делись? Но все встает на свои места, если предположить, что, сооружая навес над ямой, чудь тем самым просто-напросто закрывала от непогоды и любопытных глаз вход в сооружаемое подземелье. А указанным способом -подрубив столбики -очень удобно заваливать готовый вход в подземные лабиринты, куда и ушла легендарная чудь, захватив свое добро...

И потом - <уйдя в землю>, чудь везде оставила после себя не ямы, а сопки, курганы. В разных местах показывали места <вечного упокоения> чуди - живописные всхолмления, которые очень похожи на <священные места>. Как тут не вспомнить сиды ~ волшебные холмы ирландцев, где живут карлики-лепраконы! С чудскими курганами связаны, по преданиям, многие загадочные явления. Эти курганы в ночи нередко светятся синим пламенем, из них доносятся звуки - вопли, завывания, постукивания, гул.

В некоторых сказаниях рассказывается о том, что чудь ушла в землю через подземные ходы: <когда слух о святых Пахомии Конском и Антонии Сийском достиг чуди, то они убоялись и убежали в непроходимые леса. В лесах они понаделали себе, особенно в песчаном грунте, подземных ходов>.

В предгорьях Урала, где исчезла чудь, находится одно место – пещера Сумган, с которой связано "ощущение ужаса», как и в случае с лазом, найденным экспедицией ОГПУ на Кольском полуострове. У русских землепроходцев, появившихся на Урале позднее, тоже есть предания и сказы о живущих в горах людях небольшого роста, красивых, с необычайно приятными голосами.

Так же, как сайвок на Кольском полуострове, они не любят бывать на дневном свету, но некоторые люди слышат исходящий из-под земли звон. И звон этот неслучаен. Спелеологи, не один раз штурмовавшие эту пещеру и доходившие до ее второго дна, вспоминают чувство непонятного, ничем не обоснованного страха, охватывающего их в одном из ходов пещеры. И по сей день узкий лаз, в который переходит этот ход, никем не пройден.

Как же выглядела та самая <загадочная чудь>? Помимо небольшого роста (упоминания о маленьком росте чуди встречаются в северных легендах редко), она была <белоглазой>. Иногда чудь называют просто <белоглазыми>, <белоглазым народом>. Что это такое?
Большие белки глаз, или глаза, состоящие из сплошных белков, или что-то еще? Во всяком случае, это очень характерная и важная деталь. Одна из поморских легенд говорит о том, что чудь <был народ краснокожий>. Этот народ перебрался на Новую Землю, <за Дышащем морем>, где живет до сих пор, скрываясь в недоступных местах или при встрече с людьми становясь невидимыми.

О том, что рыбаки видели чудь на Новой Земле еще <лет пятьдесят назад>, говорит предание, записанное на Севере в 1969 г. Этот поморский рассказ о краснокожей чуди-невидимке, живущей на Новой Земле, открывает цикл других легенд о чуди ~ загадочных маленьких человечках, живущих под землей, в пещерах гранитных скал.

Встретить их можно крайне редко - чудинцы избегают людей и могут становиться для них невидимыми, <уходить в камень> или оборачиваться в зверя (мышь, белку). Но иногда чудак может прийти на помощь человеку мудрым советом или волшебством.

Дальним отголоском этих легенд служит мудрый и добродушный <старичоклесовичок> русских сказок, помогающий Ивану-Царевичу с помощью волшебного клубка найти дорогу к похищенной Кащеем красавице, дарящий ему шапку-невидимку, а потом вдруг исчезающий под землей.

По материалам:
Таинственные карлики Арктиды.
Libfree.ru


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.