КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Наше наследие - Загадки Карелии - Каменные символы поляны идолов

Каменные символы поляны идолов

«Там, где молчит история, говорят камни».

 Древняя пословица.

деревня Пегрема.

Конец ХХ-го столетия ознаменовался серьезными археологическими открытиями на территории современной Карелии.

В начале 90-х годов на северо-западном побережье Онежского озера было открыто святилище времен неолита, названное Пегремой, в составе которого находились зооморфные идолы, диски из песчаника и пр., что свидетельствовало о развитости религиозно-магического культа и глубоких навыках в обработке камня у наших далеких предков.

Новое открытие, вызывающее и по сей день самые разноречивые суждения и споры, было сделано археологом А. П. Журавлевым.

… Хронология культового комплекса Пегрема пока не определена…Можно полагать, что этот памятник относится к периоду с середины третьего по второе тысячелетие до нашей эры.

….На участке площадью около 20-ти тысяч квадратных метров располагается более ста камней-валунов, в ряде случаев име¬ющих зооморфную форму и как будто бы несущих следы грубой обработки, из обнаженной почвы местами выступали каменные кладки, а также пятна красного охристого песка.

Изучение культового комплекса позволяет увидеть все богатство и глубину духовного мира первобытных обитателей этого края, это «древо жизни» народа, обладавшего мифологическим мышлением, в основе которого лежали идеи возникновения и устройства мира, зафиксированные во многих древних источниках.

В Пегреме уникально буквально все, но самые захватывающие открытия предлагает так называемая «Поляна идолов».Здесь хорошо различимы каменные фигуры утки, лягушки, черепахи. Что может объединять этих, на первый взгляд, столь разных «представительниц животного мира», которых чья-то неведомая воля собрала вместе на «Поляне идолов»?

Все они прародительницы МИРА и символизируют земное женское начало. В этих образах совместились три части Вселенной, Мира: Земля – мир живых, Небо – мир светлых богов, Вода – нижний мир, мир мертвых и темных богов.

Но почему столько уникальных, имеющих общемировое значение символов, собраны на небольшом участке карельской земли; а ведь им впоследствии поклонялись практически все народы, проживающие в разных частях света?

Все это, в очередной раз, приводит к мысли об ОБЩЕМИРОВОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ КУЛЬТУР И ИХ НОСИТЕЛЕЙ, обозначаемых в последнее время, как «Гиперборейская традиция»!

Ключевая фигура «Поляны идолов» - каменное изваяние утки.

В славянской мифологии это птица Рода. Род является творцом Вселенной, тогда как утка снесла Мировое яйцо, без которого мир сотворить нельзя. Иногда она раздваивается и предстает в виде белого гоголя (который и есть Бог) и черного гоголя — сатаны (Вагурина, 1998). Кстати, головной убор славян кика означает «утка»(а пресловутый кокошник —это «петушник» кокошь — петух).

 

Уточка была покровителем финских народов.Утка – праматерь земли в карело-финской мифологии, и ее изображение частенько встречается в петроглифах Онежского озера. В карело-финском эпосе «Калевала» утка называется мудрой; она участвует в создании мира.

Утку объявили священной и народы, проживающие на восточных склонах Урала . По греческим мифам, утки спасли будущую жену Одиссея — Пенелопу, не дав ей утонуть.

Мари и по сей день поклоняются утке — родительнице мира. Считается, что утки, летевшие на отмель, спасли мари во время потопа — повели за собой. Образ утки запечатлен в фольклоре (даже в русском — на исконно марийских территориях), в предметах материальной культуры. Сохранялись места обитания уток. Поклонение уткам, охрана их — это поклонение творческим силам природы, женскому началу. Марийцы говорят, что утка — родительница мира. Именно она стала женой великого бога грома Укко и снесла огромное яйцо — землю. Когда невесту в свадебной песне величают утицей, ей воздают славу как существу, которому предстоит участвовать в великом деле воспроизводства рода. Кстати, во многих русских песнях слово “утушка” вытеснило традиционное “лебедушка”. Утиные движения — в марийском танце.

У киргизов атайка — огарь или красная утка — произошла из снохи пророка, рискнувшей выкупаться в запретном озере. Так как эта птица произошла от человека, то по мусульманским обычаям ее мясо в пищу не употребляют. У калмыков красная утка святая, она —”поп всех птиц”. У качинцев утка — воздушный бог, орочи считают, что от нее пошли первые люди.

 

Утка в украинской народной поэзии — женский символ, большей частью грустный. Молодец называет свою возлюбленную в ласкательном смысле уткою, а девицу, которую молодец любил, но которая просватана за другого, он сравнивает с застреленной уткой. В казацкой песне с уткою, плавающей по озеру, сопоставляется плачущая жена казака, ушедшего в поход. Селезень — образ молодца, вместе с уткой означает в народной поэзии любовную пару. Утка и селезень, подобно другим птицам, приносят вести. У зырян утка — любимое изображение. В виде уток делали коньки на крышах, предметы домашнего обихода.

У американских индейцев утка - посредник между Небом и водой.

У египтян ассоциируется с Изидой.

У евреев - символ бессмертия.

У китайцев и японцев означает супружеское счастье и верность, красоту, блаженство. Утка и селезень означают союз влюбленных, взаимное внимание, верность. Утка отождествляется со знаком инь, селезень - со знаком ян.

Есть латышская легенда о происхождении гоголя. Девушку полюбил ее собственный брат и хотел на ней жениться. Родители были согласны, но девушка не могла и не хотела выходить замуж за брата. Она отправилась на берег озера, разделась, сложив одежду на маленький черный шелковый платок, и прыгнула в воду. Но Бог не дал ей утонуть, превратив в гоголя (Gattiker, Gattiker, 1989).

Наиболее завораживающим каменным изваянием «Поляны идолов» является лягушка.

В славянской мифологии лягушка ассоциируется прежде всего с плодородием, влагой, дождем. Она — хранительница речек, озер, колодцев, владычица воды. Идеей плодородия, живительной влаги объясняется и ее связь с деторождением. Считалось, что лягушки вытягивают из воды новорожденных и приносят их в дом. Как и змеям, в некоторых регионах лягушке приписывают роль домашнего покровителя, ее часто использовали в народной медицине, ворожбе и колдовстве.

На Русском Севере лягушка почиталась как домашняя покровительница. В северорусском народном мировоззрении существовало стойкое убеждение, что в лягушек превратились люди, утонувшие во время всемирного потопа.

Ранние христиане приняли этот символ: Лягушка, заключенная в цветке Лотоса, или просто лягушка была формой, избранной для храмовых светильников, на которых были вырезаны слова: «Я есмь Воскресение».

Лягушка считается хтоническим животным и указывает на силы возникновения жизни. Она ассоциируется с идеей творения и воскресения из-за своих циклов появления и исчезновения:

Упали две лягушки в кувшин с молоком. Одна лягушка не нашла в себе силы бороться и сразу утонула. А вот вторая решила побороться за жизнь, и так активно барахталась и била лапками и хотела выбраться, что взбила масло и выпрыгнула из кувшина! Притча

В схеме древа мирового или трех космологических зон лягушка (вместе с другими хтоническими животными) приурочена соответственно к корням и к нижнему миру, прежде всего к подземным водам.

Иногда она, подобно черепахе, рыбе или какому-либо морскому животному, держит на своей спине мир. С лягушкой связываются элементы хаоса — первоначального ила, из которого возник мир.

Лягушка символически связана с Луной. Во многих мифах говорится о лягушке, живущей на Луне. Как амфибия она — существо, которое живет в двух стихиях. В процессе своего развития лягушка проходит трансформацию: из головастика, который может жить только в воде, она превращается во взрослую особь, способную двигаться и в воде, и на земле. То есть она символизирует посредничество между этими двумя мирами и трансмутацию. В разных традициях лягушка связана с водой и, в частности, с дождем и присутствует в ритуалах вызывания дождя.

В Китае лягушка символизирует инь, лунное начало, бессмертие, богатство и долголетие. Китайский миф о стрелке И и его жене Чанъэ рассказывает о том, как выпив эликсир бессмертия, Чанъэ поселилась на луне, где превратилась в трехлапую лягушку. С тех пор она пребывает в лунном дворце и вечно толчет в ступе снадобье бессмертия (как и лунный заяц).

В Древнем Египте с головой лягушки изображались мужские первобожества гермопольской Огдоады — великой восьмерки изначальных божеств. Лягушка приписывалась власть над разливами Нила, от которых зависел урожай. Маленькие лягушки появлялись в реке за несколько дней до ее разлива и поэтому считались вестниками плодородия. Кроме того, в Египте существовало поверье, будто лягушка обладала способностью самозарождения, поэтому она связывалась с загробным культом и воскресением после смерти. Богиня-лягушка помогала роженицам, а в загробном царстве — воскресению умерших.

Лягушка упоминается в «Ригведе» — древнеиндийских священных текстах. Гимн лягушкам посвящен восхвалению лягушек, которые начинают квакать, предвещая наступление сезона дождей. Некоторые исследователи полагают, что гимн лягушкам представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью лягушек, известного и в современной Индии.

Но самое удивительное изображение на «Поляне идолов» - черепаха.

Черепахи в Карелии не водятся, но образ этого животного лежит в основании многих культур. Именно черепаха – важнейший мифологический символ Индии, Китая, Японии и других стран Дальнего Востока, которые воспринимали символ черепахи в качестве посредника между землей и небом. Черепаха – основание земли, символ космического порядка. Она – образ великой праматери мира.

Само животное представляется в виде пожирателя огня, и его фигуры на коньках крыш считаются талисманами, защищающими от пожаров.

В Индии черепаха считалась вторым воплощением (аватарой) бога Вишну. Здесь черепаха символизирует силу, терпение, выносливость, постоянство, медлительность, плодородие, долголетие, старческую крепость, мудрость.

В китайской системе символических аналогий оно олицетворяло в качестве одного из пяти священных животных север, воду и зиму.

Из-за продолжительной жизни черепаха считалась символом долголетия, из-за неуязвимости —символом неизменного космического порядка. Согласно древним представлениям, черепаха, обвитая змеей,– символ сотворения мира.

В античности черепаха из-за многочисленности яиц в кладке считалась символом плодородия, из-за своей «тихой замкнутости» - символом приличной любви, из-за долгой жизни - воплощением несгибаемой витальности.

А теперь, самое интересное. Современные учёные высмеивают представления древних о строении Вселенной.

Так, в древнекитайской картине мироздания упоминается древнее животное Ао, морская черепаха космических размеров, на спине которой покоится Земля. Каменные изваяния черепах с плитой на спине магическим способом должны служить обеспечению стабильности космоса. Ао-шан (гора Ао) должна располагаться на Островах Обетованных (Островах Блаженных).

Похожая образная картина мироздания сохранилась и в Индии. Символизм стабильности выражается в представлении, что Земля покоится на четырех слонах, которые стоят на огромной черепахе, медленно пробирающейся через хаос.

Древние славяне представляли картину мироздания похожим образом. Земля, имеющая форму диска, покоящегося на трёх китах, которые, в свою очередь, стоят на черепахе, плавающей в безбрежном мировом океане.

Картина кажется наивной и глупой, если плоско смотреть на вещи.

А народы древних цивилизации были далеко не глупцами. Как пример можно вспомнить те древние географические карты, которые перерисовывались учеными средневековья, на которых Земля не только имела форму шара, но и были изображены все материки с Антарктидой без ледового покрытия, ,с материком на Северном полюсе –Гиперборея, с точностью изображения материковых контуров, превышающих точность современной аэрофотосъемки.

Славяне же всегда славились образным мышлением, за каждым словом, каждым образом нужно искать череду смыслов (вспомните образное значение рун, буквиц и слогового письма, множественность языческих Богов- энергий Единого Бога-творца и др.).

Вот как расшифровывают символическую картинку устройства Вселенной Староверы-Инглинги:

Плоский диск Земли ассоциировался с плоским обыденным мышлением и дуальным сознанием, мыслящим категориями да-нет.

Данный мир покоится на трёх китах(слонах): материя, как основа Запада, идея — основа Арабского Востока и транцендентализм или мистицизм основа Индии, Тибета, Непала и т.п.

Черепаха — это исток, изначальное знание, откуда черпают свою энергию «киты»(слоны).

Такой черепахой как раз и является Север для остальных народов, напрямую подключённый к Изначальному Знанию — океану Безграничного Знания и Абсолютной Истины (энергии).

ИСТОЧНИКИ:

Алексей ПОПОВ «Священные загадки карельских камней» (Петрозаводск)2008г.

Книга символов: www.symbolsbook.ru

Пегрема: pegrema.narod.ru/index.htm


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.