КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Наше наследие - Загадки Карелии - Соловецкие лабиринты - двери в царство смерти

Соловецкие лабиринты - двери в царство смерти

Андрей Синельников "Евангелие от Андрея"(отрывок)

«Вопрос всех вопросов -назначение каменных лабиринтов. Именно в его решении удалось наиболее продвинуться вперед. Огромная заслуга в этом принадлежит Н.Н. Виноградову и другим, которые в конце 1920-х годов изучали лабиринты Соловецких островов.

Н.Н.Виноградов

"Лабиринты,-писал Н.Н.Виноградов,-и есть не что иное, как Saivo,священные горы, где живут души усопших, наслаждаясь блаженством. Самый вид гребней лабиринтов уже дает представление о хребтах каменных гор.» Он характеризовал лабиринты как «города мертвых». И далее: «Душа умершего после смерти продолжает жить, сохранив способность покидать свое жилище… Для предотвращения нежелательных посещений saivo-лабиринт сделан с одним входом, с запутанными дорожками и гребнями камней, чтобы духи умерших сами в них запутались и не могли выйти наружу».

В сношение с подземными духами входил шаман, обладавший сверхъестественной способностью избегать опасности, грозящей ему в царстве мертвых. Каменная груда в центре лабиринта служила для жертвоприношений. Развивая свою мысль, исследователь отметил, что каменные лабиринты, «были символами потустороннего мира, в которых запутывались души умерших, или…символами некоего «третьего мира», разделяющего земной и потусторонний миры». Лабиринты с системой запутанных ходов служили « для обеспечения невозвращения умершего из иного мира».

Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта,-это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте….

В «Калевале» отмечены два места основного скопления змей. Прежде всего далекая северная страна Похъела (она же Сариола) в Лапландии. Страна эта называется в «Калевале» «суровой». Располагалась она «за чертой земли туманной», то есть за чертой обитания людей. Это равнинная пустынная страна, «где ворон лишь родится». Там проживало «племя Лемпо» в облике людей. Если учесть, что злой дух Лемпо (он же Хийси) принял активное участие в сотворении змеи из слюны Сюэтар, то нет ничего удивительного в том, что именно многочисленные змеи составляли «змеиную ограду»-живой забор страны Похъелы.

Змеи оплетали этот забор и под землей: «Тысячеязыкая», «стоглазая» ,с тысячью жал змея охраняла ворота страны Сариолы-Похъелы.

Вторым местом скопления и обитания змей было само подземное царство смерти, царство мертвых. Туда попадали «похищенный болезнью», «убитые грозной смертью». Там хозяйничало божество Мана. Попасть в страну Маны можно было через туманную далекую реку Туонелу, которая считалась «святой речной пучиной», рекой ведущей «в вечные потоки Манны».

Чрезвычайно важны строки «Калевалы», в которых дано описание наиболее примечательных черт царства мертвых. Есть строки, упоминающие горячие камни, пылающий утес, покров, сотканный из змей, они являются ключевыми для объяснения композиционной структуры северных святилищ, составной частью которых, как установлено археологами, были лабиринты.

«Горячие камни»-это так называемые каменные груды, или каменные курганы с трупосожжениями, зафиксированные и частично раскопанные археологами рядом с каменными лабиринтами.

«Сотканный покров из червей и змей подземных»-это то, что ранее мы определяли для лабиринтов как клубок застывших в камне змей.

Вход в лабиринт-начало подхода к подземелью царства мертвых. Узкая дорожка между телами свернувшихся змей-вполне конкретный путь в царство мертвых. Начавший его не знал, будет ли пройден им этот путь до конца, вернется ли он из лабиринта. Самый опасный участок находился на в центре лабиринта, где идущий оказывался между двух голов свергнувшихся чудовищ.

«Калевала» в литературной обработке Леннрота содержит топографические и географические привязки входа в подземное мрачное царство мертвых Маналы -Туонелы.
*Во-первых, эта страна располагалась на весьма далеком расстоянии от страны Калевалы.
*Во-вторых, от прочей земли страна мертвых была отделена широкими водами потока Туонелы (он же река, он же пролив).
*В-третьих ,страна мертвых располагалась на острове, имевшем весьма важную примету-высокий холм.
*В-четвертых, она была покрыта характерной растительностью. Здесь были «дебри лесные» , «низкие местности».

.Хотя многие исследователи «Калевалы» отрицают наличие каких-либо точных географических объектов в эпосе, включая саму страну Калевалу, но все же представляется весьма заманчивым указать на странное совпадение перечисленных выше четырех географических характеристик царства мертвых с одним реальным объектом.

Это -Соловецкий архипелаг с его многочисленными светилищами, лабиринтами, не имеющими по числу аналогов в Северной Европе. Со стороны моря он воспринимается как один большой остров с лесными дебрями, покрытый низкой растительностью. Здесь есть огромный холм-это гора, названная в эпоху средневековья Голгофой, с абсолютной высотой около 200м.Наконец,широкий поток (пролив) Туонела, отделяющий остров страны смерти от земли , может отождествляется с проливом Белого моря-Западной Соловецкой Салмой...

Соловецкие лабиринты, лабиринты Карелии и Кольского полуострова составляют восточную, окраинную часть ареала лабиринтов Европейского Севера. Следовательно, наши выводы, касающиеся семантики данных сооружений ,в дальнейшем могут быть детально проверены с привлечением мифологии других народов Северной Европы.

В скандинавском эпосе «Младшая Эдда» упоминается царство мертвых, состоящее из девяти миров. Оно располагалось под Мировым древом. Очевидно, на реке Кипящий Котёл располагался Берег Мертвых ,упомянутый в песне другого скандинавского эпоса-«Старшая Эда»-«Прорицание Вельвы».Здесь находится дом ,сплетенный из змей, куда попадали грешники, сразу становившиеся добычей змея-дракона.

С царством мертвых связаны змеи .По «Калевале», их укус сразу отправлял человека в страну Манны. Змеи образовывали плотный покров вокруг горы. В «Старшей Эдде» змей пожирал трупы умерших,а одна из рек подземного мира-Кипящий Котел-кипела змеями. Змеиная решетка Похъелы сопоставима со сплетенными из змей стенами дома не Берегу Мертвых. В обоих случаях рубежом между царством мертвых и другим миром была река(или поток).

Соловки.о.Анзер.гора Голгофа.

Подведем итоги:

  • Семантика каменных лабиринтов Русского Севера, прежде всего соловецких, получает объяснение через призму карело-финского эпоса «Калевала». Выложенные из валунных камней спирали обозначали змей подземного царства смерти, а размещение в центре сооружений каменные горки символизировали Мировую гору, в недрах которой, в представлении древних, находилось царство смерти.
  • Изображения змей, представленные в виде линий, выложенных из камней,-это художественные образы, что позволяет отнести каменные лабиринты к произведениям первобытного искусства.
  • Лабиринты,имевшие четко выраженную солярную направленность (крестообразное пересечение двух линий),были связаны с культом солнца, его заточением в скалу, гору подземного царства, куда оно было спрятано злыми силами.
  • Высказано предположение, что крупнейший первобытный культовый центр Беломорья-Соловецкий архипелаг-выступал в роли эпической Страны Мертвых, описанной в «Калевале». Лабиринты же служили дверьми в подземелья царства смерти Маналы-Туонелы».

 


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.