КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Наше наследие - Загадки Карелии - Загадки Чуди

Загадки Чуди

На Урале, и в Сибири, и на севере России, на Алтае во множество преданий говорится о том, что когда-то в этих местах проживал древний народ под названием «чудь».


Чудское озеро сохранило в своем названии память о племени, которое участвовало в Ледовом побоище,

но затем постепенно сошло с исторической арены. Фото: Антон Платов

В одной из былин «белоглазая чудь» даже осаждает Иерусалим при царе Соломоне.

Суть преданий различных народов в том, что когда в эти места пришли люди, проживающие здесь и поныне, их населяла чудь. Но гордый народ не захотел жить с инакомыслящими людьми и вместе с тайными знаниями и несметными сокровищами ушел под землю.

Чаще предания о чуди бытуют у коми и саами, в местах, где проживают или ранее проживали финно-угорские народы, поэтому в науке было принято считать чудью финно-угров. Но проблема в том, что финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, и сами рассказывают предания о чуди, называя чудь другим народом.

Несмотря на то, что финно-угры считаются самыми древними народами заселившими европейский Север, в их преданиях упоминается народ предшественник – карлики ушедшие в горы или под землю. В лапландских преданиях часто упоминается "враждебная чудь". Куйва, запечатленный в скалах Сейдозера, был предводителем чуди,но был побежден саамским шаманом-нойдой.
C чудью, приходящей с гор, связаны предания в области Финмарк, в северной Норвегии. Куйва переводится как «северный ветер», что позволяет предположить трактовку этого предания как борьбу с враждебным северным населением.

А вот что рассказывает одно из преданий, записанных в поселке Афанасьево Кировской области: «…И когда стали появляться по течению Камы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общаться с ними, не захотела поработиться христианством. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется — Чудской берег».

Чудское озеро также в своем названии сохранило память о племени, которое участвовало в Ледовом побоище, но затем постепенно сошло с исторической арены.

По Алтайским преданиям, Чудь-народ богатырей, «из селения в селение топорами перебрасывались», скрываясь от Белого царя, ушла под землю и завалила проходы каменьями, унеся с собой сокровища. Эти входы можно наблюдать и сейчас. Только, якобы, не навсегда ушла Чудь: «когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами».

Чудских кладов много, даже известны места их нахождения, но на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют эти клады. Некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но, повстречав духов в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправиться всю оставшуюся жизнь.

В 1913 году Николай Рерих, побывав на Алтае, написал картину «Чудь под землю ушла».


Н. Рерих, "Чудь под землю ушла"

У этнографов, краеведов и лингвистов на сегодняшний день нет точного определения такому народу, как чудь.

Казанский профессор Иван Николаевич Смирнов считал, что чудь — это коми-пермяки до принятия христианства, так как в некоторых преданиях говорится о том, что чудь — это «наши предки».

Этнографы-краеведы Федор Александрович Теплоухов и Александр Федорович Теплоухов чудью считали угров (хантов и манси), так как имеются документальные сведения о пребывании угров на территории Прикамья на Урале.

Уральские предания указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их внешность (а были они в основном темноволосые и смуглые), обычаи, язык.

C открытием на Урале в 1970-80-е годы древнейшего города ариев Аркаима и «Страны городов» Синташты начали появляться версии о том, что чудь — это древние арии — предки индоевропейцев.

Интересно, что финно-угорские и индоиранские языки имеют очень большой общий лексический пласт. Не зря и на Русском Севере (Архангельская и Мурманская области) имеются географические названия с корнем «ганг»: Ганга (озеро), Гангас (залив, возвышенность), Гангос (гора, озеро), Гангасиха (залив). Да и само искусство Пермского края имеет явно «иранское влияние», которое характеризуется «звериным стилем».
Существуют параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. В преданиях древних ариев сохранились воспоминания о полумифической прародине, расположенной где-то далеко к северу от Индии.

По последней переписи населения России, современной чудью, считают себя потомки заволоцкой чуди, которая письменными источниками помещается в границах нынешней Вологодской и Архангелськой области. Несмотря на сходство и родственные связи с вепсами, чудь чётко отделяет себя от собственно вепсов, как и от западных коми, соседствовавших с чудью по реке Верколе.

Так что же это, все-таки, за народ?

Если арии, то почему этноним чудь «прилип» именно и только к финно-угорским народам? 

До сегодняшнего дня, вопрос, кого же считать Чудью, остается открытым.


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.