КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - гл.4 Учёт - Искусство учёта эпохи возраждения

Искусство учёта эпохи возраждения

<< 45

В Библии сохранилось высказывание царя Соломона: «С кем постоянно находишься в торговых сношениях, считай и оценивай: что даешь и что получаешь — запиши». Чиновники Иудеи библейских времён часто находились в разъездах и получали сопроводительные письма (командировочные удостоверения), которые предъявляли в домах Ашрама (отделениях административных округов) и получали по ним нормированное продовольствие.

   

                Древнеегипетский бог Тот-бог мудрости и знаний     Учёт в  Древнем  Египте (фреска)                                                                                    

Составленные на папирусе «инвентарии» результатов хозяйственной деятельности, возрастом более 5,5 тыс. лет, археологи находят в Древнем Египте. Несколько позже, 4,6 тыс. лет назад, инвентаризация, проводимая два раза в год, была заменена текущим учетом с использованием оправдательных (первичных) документов, выбором материально-ответственных лиц (зав. складами, кладовщиков), ежедневным выведением остатков (сальдо) и составлением промежуточных и итоговых отчётов. Счетоводство в Древнем Египте велось на свитках папируса, что в современной бухгалтерии называется «журнально-ордерной» системой ведения учёта.

Средневековые гравюры (Италия)Прототипом же современной «мемориально-ордерной» системы учёта можно назвать Вавилонию, где учёт хозяйственной деятельности вёлся на карточках. «Карточки» делали из мягкой и влажной глины в виде, как их называли, таблеток. Записи делали тростниковой палочкой на влажной поверхности глины, после чего документ сушили на солнце.

В Древней Греции помимо хозяйственного учёта специальные чиновники и контролеры регулярно вели учёт финансовый. Здесь впервые появляются деньги в виде монет, которые хранили в кувшинах (банках). Причём, под каждый вид доходов предназначался отдельный кувшин, которому присваивался буквенный индекс.

 

Средневековые гравюры. Италия.

В Древнем Риме учёт уже вёлся совсем по-современному: системно, с использованием учётных взаимосвязанных регистров. Бухгалтерские записи выполнялись на лыке, на деревянных, покрытых воском дощечках, медных досках, коже, холсте, пергаменте и папирусе. Для ежедневной записи фактов хозяйственной жизни служила книга, которую в дальнейшем назовут памятной, или мемориалом. Отдельно велся учёт денежных средств и расчётов, отдельно учёт материально - вещественных ценностей, по итогам выводилось сальдо.

В Риме вёлся бюджетный учёт в масштабах всего государства. Строительство базилик, терм, театров, амфитеатров, цирков, библиотек, рынков, культовых храмов велось с использованием смет и актов на выполненные работы.

Правопреемником римских принципов бухгалтерского учёта стала Италия Эпохи Возрождения. Знаменитый трактат о счетах в фундаментальном труде Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», быстро завоевывает в Европе страну за страной. Но расчётные счета в этом труде являются только элементами системы, а связи между этими элементами раскрываются благодаря двойной записи. С тех пор все бухгалтеры были уверены, что если в учете отсутствует двойная запись, то нет оснований и для бухгалтерии.

Принцип двойной записи учёные древности объясняли так: «то, что входит, должно тому, что выходит», «тот, кто получает, — дебетуется, тот, кто выдает, — кредитуется». А если говорить языком современным, последовательно записывая все факты хозяйственной деятельности, бухгалтер отражает каждую запись по принципу: «если куда-то что-то прибыло, значит, откуда-то это убыло». Такой принцип дает возможность бухгалтеру, считывающему эту запись, по одному лишь числу с корреспонденцией счетов выстроить в голове образ события: когда, кто, кому, что передал и даже на каких условиях.

На протяжении сотен лет математики и бухгалтеры называли такой принцип ведения учёта одним из видов искусств Эпохи Возрождения. Автор математического труда Лука Пачоли, друга и учителя Леонардо да Винчи, искренне считал высшим проявлением человеческого гения живопись, а учетные регистры (книги), это согласно Пачоли те же картины, те же рисунки, раскрывающие больше тайн, чем вся живопись всех музеев мира. С живописью, писал Пачоли, бухгалтерию роднит и субъективизм художника и счетовода, и объективность того, что один изображает, а другой описывает.

Один из ранних последователей Л. Пачоли, итальянец Д. Манчини, разделяя все счета на живые и мертвые, высказывался не столь поэтично: он искренне полагал, что человек, не знакомый с двойной бухгалтерией, мало чем отличается от скотины.

47 >>


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.