КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - гл.2 Знаки древнерусской письменности - Руны

Руны

<< 13

Самыми глубокими письменными образами являются Древние руны. Руны - это мистические символы, которые, с одной стороны служили алфавитом, а с другой-значками, связанными с определенными божественными силами.

Немецкий оккультист прошлого века Фридрих Мэрби был убежден в том, что руны являются письменностью доисторической цивилизации расы ариев, погибшей в волнах океана около 12000 лет назад. Эта цивилизация располагалась в Арктиде, которая была уничтожена в результате природной катастрофы.

Потомки ариев владели различными видами письменности, которая использовалась в зависимости от назначения (бытовое, жреческое, военное, торговое) и видоизменялась со временем многочисленными племенами, все дальше и дальше уходящими друг от друга. Немало ученых присоединяются к мнению, что у истоков как современного, так и архаичного письменного разнообразия находились именно руны.

Традиционно слово «руна» связывают с германским словом runa (rune), обозначающим литеру рунического письма,а также - с готским runa -тайна и др.-нем. глаголом runen (совр. нем. raunen), в значении шептать. Но, как считает исследователь рунического письма, кандидат физико-математических наук Антон Платов, это значение европейских слов того же корня, уже вторично и связано с магическим применением древних резаных знаков, древних рун.

В.А.Чудинов пишет: «Есть, так называемые, германские руны...но они их взяли от славянских вендов, а венды взяли от венедов".

Как алфавит, руны - письменность «топорная», изображения рунических знаков выдалбливались топором или вырезались ножом. Отсюда и название. Д. Жункович *  предположил, что само слово «руны» славянского корня: «руна», «руня» и означает "борозда" "реза", "врез", а «руги» – «врезать», «гравировать». Антон Платов  также считает, что слово «руны» имеет общий корень со словами рана, ранить, рыть, укр. рилля - борозда. Причём, основа самого слова «руна»: run/ran с тем же значением была известна не только славянам, но и древним германцам. Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как "пронзающий", "наносящий ранения", "ранящий" .

Сейчас уже известно из различных летописных источников (например, воспоминания болгарского монаха Храбра, Х век), что до Кирилла и Мефодия на Руси существовала письменность под названием «черты или резы». Сейчас применяется и другое наименование этих знаков, - "русская руница" (В.А.Чудинов).

В работе «Славянские руны» Антон Платов пишет: «…существование рунического письма и рунической культуры в целом у славян бесспорно. Первые следы этой культуры появляются еще в начале новой эры, т.е. практически одновременно с формированием классического германского рунического алфавита Футарка. Памятники славянского рунического письма, представляющие, вероятно, разные стили и алфавиты и датируемые временем от середины I тысячелетия н.э. до эпохи "развитого" средневековья, находятся по всей славянской Европе».

В то же время академик РАЕН В.А.Чудинов своих исследованиях идёт ещё дальше. Следы сакрального письма - славянской руницы учёный обнаружил в пространстве от берегов Португалии до зауральского Аркаима, от Египта и до Кольского полуострова, а во времени - от неолита до первой половины XVII века. Учёный считает, что руницей записывались тексты сакрального языка Европы, народ, оставивший эти зарубки на камнях и скалах, именовал себя «русичи», а сама письменность уже тогда различалась: слоговая руница Мары и Макоши служила для сакрального письма, а в быту пользовались руницей Рода и Яра (буквенной протокириллицей).

Тайные надписи сакральной руницей были обнаружены на древнегреческих (VI-II вв. до н.э.) вазах, на греческих средневековых (V-X вв.) иконах, на многих рисунках средневековых немецких книг.

Так называемой, альпийской рунической письменностью владели севеpные этpyски, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Историкам известны pyнические письмена на памятниках, связываемых с венедами, балтийскими славянами. Например, это, так называемые, Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше или надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века геpманскими завоевателями славянского хpама Радегаста в Ретpе.

В землях этpyсков и венедов (Этpypии и Венеции) к рунам относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и имеющим свойство оказывать магическое воздействие.

Рyническе письмена археологи обнаружили на обломках также "чеpняховской" (праславянской культуры начала-середины I тысячелетия н.э.) кеpамики. Интересную группу памятников рунического письма XI - XIV веков образуют памятники, собранные в Витебской области Белоруссии на городище Масковичи. В научных кругах известны Велестурские (Южная Словакия) и Шутгардские (Ситские) рунические надписи.

 

Рунические надписи. 1. Белоруссия. 2-3. Россия. 4-5. Польша.

Большой познавательный интерес представляет собой ещё одна разновидность древнеславянского рунического письма, так называемая «Велесовица». Эта письменность очень схожа со скандинавскими рунами с одной стороны, и с письменностью деванагари-с другой стороны: руны, висящие под чертой. Этими руническими знаками была записана самая загадочная древнеславянская «Велесова Книга».

Велесовица и Деванагари

В самостоятельную группу рунического письма, которое представляет собой нечто среднее между германскими рунами и буквами старославянского алфавита, исследователи относят «беломорскую». Эти знаки обнаружены на деревянных карельских рунических календарях. Один из них храниться в настоящее время в Петрозаводском Историко-архитектурном музее, куда он поступил в двадцатые годы прошлого столетия из д. Вокпавелек (Кемский район). Календарь представляет собой деревянный посох общей длиной 1,5 м с рукоятью, в сечении образующей квадрат.

Рунические надписи находят на старых деревянных постройках и на брёвнах, разбросанных по берегам Белого моря, не исключено, что в среде поморов и в глубинке карельской тайги ещё сохранились и сами хранители рунических знаний. На европейском Севере и сейчас можно встретить большие валуны, служившие в древности мемориалами и межевыми знаками, исписанные рунами в охранных целях.

Рунические узоры также использовались в расположении облицовочных балок на фасадах домов, что стало характерной чертой немецкой архитектуры. В магических целях рунические символы наносились на кольца, браслеты, пояса и личные вещи; на щиты, мечи, кинжалы и другое оружие; на посохи и шаманские орудия, на амулеты и талисманы.

Часто использовали в защитных целях изображения алфавитных рун и неалфавитных pyнических знаков (коловрата, свастики, спиралей, крестов) в украшениях вятичи, сарматы, скифы, индийцы.

Рунические знаки включались в торговые знаки, монограммы и даже в геральдические принадлежности - гербы и знамена.

Славяне владели кyльтypой вырезания рун вплоть до XVI века - окончания эпохи "двоевеpия", то есть периода одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и ведизма.
В средние века, во времена религиозных гонений, руны были оклеветаны вместе со старой верой. Тех, кто пользовались ими, обвиняли в ереси, обучение руннице каралось смертью. После создания Кириллицы, все славянские рунические записи стали уничтожать, записи на камнях дохристианских храмов были мелко расколоты. В течение нескольких поколений знание рун почти изгладилось из людской памяти, человек потерял очень важную связь с первоисточником знаний. Сейчас по крупицам приходится восстанавливать древние рунические знаки, те знания и культуру, которые они несли на протяжении последних 30.000 лет.

В наше время более известны германский и скандинавский рунические ряды под названием Фу́тарк. Древнегерманский рунический ряд называется «старшим футарком»(24 руны), а остальные — младшими. Восстанавливается и славянский рунический ряд (18 рун). Причём, так называемые германские руны, по - мнению В.А. Чудинова, были взяты от славянских вендов, а венды взяли от венедов. Германцы, как считает учёный, пришли на славянские территории в I веке нашей эры из Азии и в IX – X вв. стали теснить славян. Причём, значение этих рун значительно переосмыслялись в более поздние и в наши времена, поэтому они несут далеко не ту полную информацию, которой изначально владели волхвы.

На рис. Славянский рунический ряд.

Начинался славянский ряд с руны Мир. Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания, Мирового порядка. Символизирует также внутреннее Я человека. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов. Именно поэтому, традиционным жестом при славлении богов было поднятие обеих рук к небу.

Вновь обретать веру, «вспоминать» свои корни во-многом помогают древние предания мифы, былины и эпос народов мира.
Так о происхождении рун мы узнаём из поэтического сборника древнеисландских * песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории, сохранившийся в древнеисландской рукописи второй половины XIII века. Поэма «Хавамал» («Песнь Высокого») из «Старшей Эдды» повествует о том, как Бог Один, в попытке добыть для человечества руны, добровольно провисел девять суток без еды и питья, пригвожденный к Древу Познания (Древу Бытия) собственным копьем. В обмен на мучения и собственный глаз, перейдя черту смерти, но обрел этот великий дар человечеству: 9 палочек. Когда Один бросил их на землю, образовался узор из вертикальных и диагональных линий, из которого один за одним проступили угловатые символы.

Девять палочек рунного устава олицетворяли для волхвов весь Космос. Девятка - это сумма трех троек (утроение Троиц), обозначающая первичную схему мироздания и последовательность процессов, происходящих в природе и во Вселенной. Их сочетание дает единство и целостность.
Копье в северной традиции символизировал посох в руках волхвов. Посох служил магическим жезлом, а его владелиц считался "носителем устава". Руны служили ключами к знаниям. Владели тайной рун только волхвы, а способность их читать и толковать было таинством. Народу же знания передавались посредством мифов, сказок, былин.

------------------------------------------------------------------

* D. Zunkovic, 1918, Die slavische Vorzeit. Maribor 1–434

** Сюжеты исландских саг были изложены исландским историографом XII-XIII веков Снорри Стурлусоном.
Стурлусон повествовал о племени богов асов, жившем в городе Асгард: асы воевали с соседями ванами, то побеждая их, то терпя поражения; возглавляемые легендарным вождём Одином асы, теснимые на север под ударами римлян, объединились с ванами и уплыли на север по реке Танаис (Дон).
Норвежский археолог, путешественник и писатель прошлого века Тур Хейердал считал норвежцев потомками древнего племени Асов, а Одина - реально жившим на земле героем, такого же, как Иисус Христос, имя которого после смерти настолько обросло легендами, что его стали воспринимать как бога. Кстати, упоминание о кремации Одина, умершего в Швеции, по пути переселения своего племени на север, также свидетельствует о нём как о человеке.
Тур Хейердал всю историю Азова прочёл в ином ключе: Азов - это Ас-хов, где «ас» - самоназвание племени, «хов» - по-норвежски «храм», «священное место». Очень близко имени священного города Асгард, где «гард» - по-норвежски «город».

Научно доказать свою гипотезу о викингах-асах Тур Хейердал не успел, но косвенно её подтвердили многочисленные археологические находки в районе Азова, среди которых скандинавские пряжки для плащей, датируемые I веком до н. э., что совпадает по времени с существованием легендарного Асгарда.
Учёные РАН, в числе которых руководитель раскопок, доцент Ростовского университета Сергей Лукьяшко, считают, что в этих местах жил народ, в русских летописях называемый осами или ясами (предками осетин).
В нартском эпосе и других жанрах национального фольклора осетин сохранилось их самоназвание «аллан», который восходит к др. иран. *aryāna- — «арий».
В середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:
« Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы".

На ясынях (осетинках) были женаты многие русские князья. Так, сын Владимира Мономаха Ярополк в походе на Дон и Донец полонил дочь ясского князя, «красну вельми». В замужестве ее называли Еленой. Великий князь Всеволод Большое Гнездо взял в жены ясыню, великую княжну Марию, родившую ему 8 сыновей. Один из них — Ярослав, князь владимирский, отец Александра Невского. Как пишут историки, он был «темпераментным в осетинку-мать и решительным в отца».

Достоверно известно, что в середине 11 века будущий король Норвегии Харальд Суровый служил при дворе великого киевского князя Ярослава Мудрого и одна из дочерей Ярослава (Елизавета) стала его супругой и норвежской королевой. До Харальда у Ярослава одно время гостили короли Олав Трюггвасон и Олав Харальдссон (Святой).

К 18 веку на Севере сложился уникальный русско-норвежский симбиоз, результатом которого бала не только оживленная совместная промысловая деятельность на Беломорье, но и общий русско-норвежский язык (russenorsk), на котором без труда общались два соседних народа. Надо заметить, эта культурная традиция просуществовала вплоть до революции 1917 года.

15 >>


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.