Поиск по сайту: |
Главная - Книга 3. Меры от Меру - Часть третья. Славянские Храмы - Деревянные хоромыДеревянные избы и хоромы
В главе «Деревянная храмовая традиция» говорилось о принципах строительства Храмов, посвященных богам. Самым почитаемым богом русов и древних славян был Род, а родной дом был не просто жилищем, но и служил малым храмом Рода. Основательный, большой дом носил название «Хоромы» Кстати, слово «храм» это тоже слово «хоромы», только с выпавшими на письме гласными буквами (напомню, что в древнерусской слоговой письменности один знак означал слог). Как и храм, хоромы возводились по единому принципу древних круговых построек. Хоромы (ср. хоровод) представляли собой усадьбу - совокупность многих деревянных клетей, объединенных крытыми переходами, с замкнутым двором. Клеть представляла собой сруб, то есть, положенные друг на друга венцы брёвен, под крышей. На севере Руси все жилые клети зимой истапливались печью, в этом случае, они носили название – истба (изба). Позже избу с варочной печью стали отличать от горницы, в которой находилась отопительная печь, и от бани. Сейчас, избой принято называть любой деревянный срубный жилой дом в сельской лесистой местности России. Клеть ставилась на высокое основание из камней, где располагалась подклеть. Многочисленные помещения хором имели своё назначение и названия: светлица – помещение в верхней части строения на женской половине, предназначенное для рукоделия и других домашних занятий; сени – входное холодное помещение; чердак-помещение на самом верху, предназначенное для старых вещей, крыльцо-крытый навес перед входом и др. В русских народных сказках часто встречается слово «Терем» и современные люди стали путать эти два понятия: «хоромы» и «терем». Поэтому поясню, что терем-это лишь часть хором, их третий этаж. Терема делались высокими, с башенками и многочисленными резными оконцами, располагались над горницей и подклетом. Терем часто заканчивался шатровым верхом. Вокруг терема устраивали резные балкончики для гуляний,- гульбища (см. гл. «Гульбище»). На холодном севере , например, в Карелии,жилые и хозяйственные постройки объединялись под одну крышу: крытые переходы-галлереи соединяли двухэтажную избу с конюшней,хлевом, ригой,сараем-поветью и др. Это делалось для того, чтобы в сильные морозы семья была защищена от непогоды и без нужды могла и не выходить в заснеженную тайгу. Комплекс таких семейных построек носил название: Карельский дом. Рубленные избы соединялись с хозяйственными постройками очень разнообразно: и в один ряд с двухскатной крышей; и "охватом" - когда пристроенный к избе-пятистенке двор охватывал жилую часть дома с двух сторон; и когда двор пристраивался к сеням сбоку; и когда к сеням пристраивалась ещё одна изба. Строились дворы и с отдельностоящими хозяйственными постройками.Интересно строились амбары: это были небольшие крытые срубы-избушки на столбах: так и грызунам не легко добраться, и сугробы не накрывают. Такие таёжные амбары и стали прототипами сказочных избушек на курьих ножках. По сути,Карельские дома - это были те же хоромы, только более скроные в декоре,без терема,хотя и балкончики, и резные очелья,ставни,полотенца и коньки тоже присутствовали. Сейчас, отвечая на вопрос: кто же строил себе хоромы, а кто жил в избах, каждый уверенно скажет: кто побогаче-тот в хоромах, кто победнее-в избах. На самом же деле, все обстояло не так просто. Как уже говорилось, к дереву относились с особым почтением. Поэтому без особой нужды его не рубили. А прежде чем срубить, обращались к дереву, как к живому, объясняя необходимость такого действия. Таким образом, строительного материала заготавливали столько, сколько было необходимо для дома с оптимальным размером на семью. Да и протопить дом легче, и хозяйке проще порядок держать, если он невелик. Когда семья только создавалась, то молодым помогали сначала построить избу, то есть, дом, состоящий из одной клети. По мере же увеличения домочадцев, к избе делались пристройки и изба вырастала в хоромы. То есть, к величине дома подходили разумно: в избах жили малочисленные семейства, а в хоромах-те, кто действительно был богат- богат количеством детей, внуков и несколькими поколениями родных людей, жившими под одной крышей. Родной дом любили, относились к нему как к живому существу. Поэтому части дома получили те же названия, что и части тела человека: челом назывался фронтон дома, а причелиной (от слова «чело») - украшение на челе дома; очи дома-окна окаймляли очелья; лицо дома украшали наличники; часть двери носила название пята, передние доски назывались лобовыми и др. Всё чело дома обильно украшалось оберегающей резьбой. Русские пословицы гласили: «Мой дом – моя крепость», «Дома и стены помогают». Деревянная русская архитектура соединяла в себе и пользу и красоту. Характерно, что свою самобытность и дух она передала и каменным сооружениям. В последствие ( в XVII веке) даже появился особый архитектурный стиль «русское узорочье», образцы которого до сих пор украшают центральные улицы Москвы. Этот стиль примечателен своими затейливыми формами и обилием декора, Наличники окон, многоярусные кокошники по сводам, витые столбики и полуколонны, роскошное крыльцо…всё это узорное многообразие напоминает нам о тех временах, когда ещё не было моды на всё «не наше», но зато модное в архитектуре, о временах, когда мода диктовалась лишь своими традициями, творчеством и смекалкой русского мужика. Строили дома хозяева свими руками. Только такой дом приобретал «характер» хозяина и был связан с ним магической силой. "Каков строитель – такова и обитель»,- любили говорить в русских селениях. Считалось, что если хозяин строит дом ладно, да складно, то и жить будет в нём также.Даря любовь, тепло и красоту родному дому, семья в ответ получала покровительство его крова, здоровую жизненную энергию. « Современные же постройки утратили эти свои функции, и не только из-за того, что были забыты вышеперечисленные древнерусские строительные традиции, но и из-за того, что был забыт главный секрет Живых домов - система мер живыми пропорциями человеческого тела, творившая в архитектуре, проектировании и строительстве буквально чудеса. Система этих мер носила название «русские сажени». Русские строительные меры - русские сажени начали постепенно замещаться искусственной метрической эталонной системой в 1918 году декретом «О введении международной метрической десятичной системы мер и весов», когда за единицу измерений длины был принят метр – «единица измерения, равная расстоянию, которое проходит свет в вакууме за промежуток времени, равный 1/299 792 458 секунды». А к началу 1927 года проектирование по саженям было запрещено окончательно, что и поставило точку в истории создания архитектурных шедевров, выполненных в традициях восприятия человека как меры всех вещей. Но почему это так важно, и не все ли равно, чем измерять расстояния и площади?- спросите вы. Чтобы разобраться в этом, надо немного вспомнить о законах Живой материи, Красоты, о Божественной Пропорции и понятии Золотого Сечения. |
|
Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru. | ||
|