КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 3. Меры от Меру - Часть третья. Славянские Храмы - Многоглавие русских храмов

Многоглавие русских храмов

К V-VIII вв. в Восточной Церкви в богослужении и в строительстве храмов сложился византийский стиль. В Византии, откуда пришло христианство на Русь, не было многоглавых храмов, а купола имели плоскую сферическую форму.

Откуда же тогда взялось многоглавие в архитектуре русских христианских церквей?

Академик архитектуры Г.Я. Мокеев объяснял многоглавие русских церквей, предшествовавшей христианству, ведической традицией, связанной с многобожием. Ранее уже упоминалось, что основной славянский пантеон насчитывал 25 богов (24 во главе с Господом РА) и каждому богу соответствовало своё число.

Так, сохранились данные, что первая десятинная каменная церковь Киева, построенная после крещения Руси, в 989–996 гг. была 25-главой. Самым известным из 25-ти главных соборов является Покровский собор в Москве.

На другой возможный источник архитектурной традиции указывал Н. И. Брунов, который писал, что в ведическом прошлом западных славян существовали святилища в виде групп из нескольких срубов, увенчанных множеством глав.

Форма всегда древнее содержания и когда забывается содержание древнее, его замещает содержание новое. Именно потому, после принятия христианства, смысл символики многоглавия стал меняться: «Верх церковный есть глава господня, главу бо держит Христос, шею – Апостолы, пазухи – Евангелисты», – толкуется в кормчей книге форм завершения одноглавого храма. Число глав трактуется так:

*тринадцать глав церкви символизируют Спасителя и 12 апостолов;

* десять глав – символизируют девять сил небесных и чинов святых угодников;

*семиглавие – семь даров Святого Духа;

* пятиглавие – Христа и четырех евангелистов.

При Петре I в Заонежье были построены две 25–главые церкви: в Вытегре – 1708 г. и Кижах – 1714 г. Но позже количество глав было изменено соответственно до 20 и 22 глав. Измнения связаны с тем, что христианской символикой сложно объяснить такое количество глав без явных противоречий.Например, одно из таких объяснений: символ Христа и дважды 12 апостолов.

Такие числа, как 12 (12 месяцев года), 9 (9 месяцев созревания плода), 7 (7 планет) и другие, связанные с биокосмическими ритмами и космосом, появились тоже в глубокой древности и позднее стали использоваться в христианской символике.

А теперь попробуем выяснить возможное происхождение на христианских храмах луковичных глав.

Сохранилась благосклонная грамота патриарха Московского и всея Руси Никона на построение нового храма в Залывском погосте Куростровской волости Двинского уезда от 5 марта 1653 г.,в которой он давал следующее наставление по строительству церкви ещё до церковной реформы: на церкви «велети учинить пять глав круглых и невысоких и неострых» .

То есть, Патриарх Никон даёт распоряжение строить церкви в византийском стиле, строго следя за тем, чтобы их главы не были символами пламени, связанными с памятью о славянских святилищах.

Действительно, луковичная форма главок русских православных храмов значительно отличается от плоских купольных перекрытий византийских храмов. На русских церквях главки обжаты снизу, диаметр главок в самой широкой части почти всегда больше барабана, который главку поддерживает, что не встречается в византийских церквах. В поздние времена главки часто золотили или покрывали медными листами, отчего главки как бы горели на солнце, самим цветом напоминая горящие костры.

Раннее уже упоминалось, что Святилище, как правило, размещался на холме, который опоясывался круглым либо восьмилепестковым рвом, по граням которого горели постоянные костры количеством, совпадающим с числом бога, которому посвящено данное святилище. Видимо, именно этот абрис (форма, силуэт) живого огня славянского святилища перешёл сначала в архитектуру ведических храмов, а затем и христианских. Тем более, подобное пластическое мышление свойственно не только славянской, но и всемирной архитектуре.

Еще одним подтверждением связи кострищ с многоглавием может быть большое количество свеч в православных храмах и то, что сама форма церковного подсвечника на десятки свечей похожа на модели языческого святилища.

Ярким примером такого деревянного 22-х главого (изначально,25-ти главого) храма - сруба служит Преображенская церковь на острове Кижи. Это единственная сохранившаяся до наших дней церковь, типа « круглая о двенадцати стенах». В основе её центрального объема лежит восьмерик, каждая грань которого кончается бочкой и венчается главкой луковичной формы.


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.