Поиск по сайту: |
Главная - Книга 3. Меры от Меру - Часть третья. Славянские Храмы - Крытые храмыКрытые храмыКрытые храмы
Сейчас принято считать, что 800 лет назад, до принятия христианства как государственной религии, на Руси не было крытых храмов, мол, все обряды поклонения богам осуществлялись только под открытым небом на капищах или даже просто в лесу или на поле: «предки - славяне жили в лесу и поклонялись колесу». Но так ли это?
Давайте сначала посмотрим, что нам повествуют образные «веды» славян, оставленные нам в традициях и говорящие языком орнамента русских народных вышивок и резьбы по дереву, записанные русскими рунами на скалах и камнях. Исследователи русского народного искусства, наши учёные В. В. Стасова, Л. А. Динцес, Б. А. Рыбаков, И. М. Д е н и с о в а, Г. С. Маслова и ряд других, неоднократно обращали внимание на изображения культовых построек, которое по традиции предков вышивают русские рукодельницы. Часто в этих орнаментах встречаются изображения прямоугольных построек с двускатной крышей с коньком-символом созвездия «Коня» («Малая медведица») или розеткой - солярным знаком- символом движения солнца и звезд по небосклону, которые со временем стали трансформироваться в православный крест. Встречается и более сложная форма кровли, которая иногда даже напоминает кровлю многокупольной церкви. Внутри построек не редко можно увидеть фигуры в позе «рожаниц»- символа плодородия и рождения новых форм. Ссылаясь на исследования В.А. Чудинова о функциях, которые выполняли различные храмы Руси Яра, можно с уверенностью сказать, что такие орнаменты изображают Храма Макоши. Видимо, первая мастерица, изобразившая этот рисунок орнамента, срисовала его с натуры для того, чтобы включить в традицию и передать это завораживающее зрелище своим потомкам. К изображениям древних храмов исследователи относят и часто встречающийся более простой орнамент - треугольник с завершением в виде розетки или деревца. В этих узорах мы видим изображения пирамид и древнейших, исконно славянских храмов шатровой архитектуры, которые долго еще строились, особенно на Севере Руси. Шатровая форма с деревцем, в свою очередь, пришла на Русь из глубины веков с воспоминанием о Мировой Горе, о Древе Жизни. Эти символы напоминают нам о Мировой Оси, вокруг которой по кругу, а правильнее - по спирали, вращается наш Мир и с которой мы должны начинать любое дело и любое строительство, если хотим правильно вписать его в общую схему Мироздания.
В северных районах Руси (например, в Вологодской области) существовала традиция реального строительства храмов со священным деревом или его рудиментом в центре. Макошь и храм иногда сливаются в единый образ, а в фольклоре храм порой отождествляется с Божественной Матерью: «Утка крякнет, берега звякнут, собирайтесь, ребятки, в деревянную матку» (загадка о колоколе и церкви).
Исследователь, писатель-историк Георгий Сидоров считает, что изображения древних храмов, пирамид и ланшафта можно увидеть и в элементах деревянной резьбы, сохранившейся в традициях русского деревянного зодчества. Особенно интересна его версия, что очень популярный орнамент надоконного наличника вот уже десяток тысяч лет передаёт сюжет гибели храмов легендарной прародины наших предков-Гипербореи в волнах Всемирного потопа. Но сохранились ли подтверждения этим догадкам искусствоведов? Ведь известно, что князь Владимир, который «храмы идольские и требища» при введении христианства «всюду раскопа, и посече, и идолы съкруши». Конечно же храмы у древних славян были, есть и подтверждения этому. Места нахождения священных мест, где наши пращуры пРАздновали и «пРАславляли» (в смысле, славили Правь) своих богов найти не сложно, особенно если они были расположены в местах современных городов и поселений. На их месте, как правило, стоят и сейчас Храмы, только уже новых религий. Более того, современная архитектура и символизм православных храмов во многом повторяют своих предшественников. Храмы обязательно находились на холме или на вершине горы, близ камня, ключа, Священной Рощи, Священного дерева, Леса и др. Строились они в средней полосе, так же как и жилые постройки, из живого природного материала – дерева, которое, к сожалению, долго не сохраняется. Тем более, в традициях славян было поджигать свои поселения в случае, если приходилось их оставлять. По экологическим соображениям, природу нельзя замусоривать, да и место должно быть освобождено под новый лес. Да, дерево не сохранилось, но сохранился камень, который также использовали, хотя и в меньшем количестве, для ритуальных целей, как указатель дорог к храму, камень, который способен говорить русской руницей. Даже некоторые первые каменные христианские храмы под более поздними наслоениями штукатурки ещё хранят фрески и горельефы тех дониконовских времён, когда еще храм посещали люди разных религиозных убеждений. Раньше было практикой подписывать под ликами имена богов, а часто даже врисовывать тексты в сами изображения. Сохранилось и множество описаний славянских ведических храмов иноземными путешественниками. Само слово «храм» академик РАН Б. А. Рыбаков трактует как «круговая постройка». Когда-то древние священные постройки назывались несколько иначе: «хоромы». Это слово одного корня со словами: «хоровод», «Хорс», то есть «круглое», «солнцеподобное». В древности храмы занимали очень важную роль в социальной жизни и устройстве общества, которое академик РАЕН Чудинов В.А. называет – «храмовое устройство», которое было основано на Древнем Знании и воспитании. Храмы служили школами, библиотеками, творческими мастерскими, защитниками для местного населения. Храмы как линзы, фокусировали энергию и настраивали человека на созидание, духовное развитие. Например, в Храмах Макоши изготавливали скульптуры, картины, мерную посуду, рукодельные изделия и т.п.; в Храме Мары давали разрешения на отстрел животных; в Храм Рода занимались астрологией, составляли звёздные карты; занимались любой строительной деятельностью. Все изделия на себе несли клеймо мастерской того храма, где его изготовили. В Белом Храме (Капище Света) повитухи помогали женщинам в чадородный период, и здесь воспитывали младенцев при гибели матери во время родов до 3-х лет, затем отец забирал ребёнка; Храмы Предков (Дидово Капище) ставились рядом с погостами, Долинами Предков, а также на местах сражений, в них проводились обряды Тризны и поминальные Богослужения; Чёрные Храмы (Скитуальные Капища) строились в Скитах из гранит-камня или обожжённой красной глины (отсюда и название – Чёрный Храм). Здесь жили ушедшие от мирской жизни отшельники, которые выполнили долг перед своим Родом и решили посвятить себя служению Небесным Богам. Существовали храмы и других предназначений. Письменных свидетельств о существовании великолепных славянских крытых храмов и даже их подробных описаний иноземными путешественниками сохранилось не мало. Причем, часто восхищенно описывали эти храмы представители тех народов, которые вскоре их и разрушили. Так, описание Знаменитого храма Свентовита (Световида) в Арконе на острове Рюген (был разрушен датчанами 15 июня 1169г) оставил нам датский летописец Саксон Грамматик, лично его видевший. Он описывaет, что Арконский храм был из дерева на каменном фундаменте. Срублен он был весьмa искусно, укрaшен резьбою и живописью. Единственные врaтa служили для входa в его огрaду, внешний двор, обнесенный стеною. Внешний двор от внутреннего отделялся пурпурными коврaми, рaзвешaнными между четырьмя столбaми, и нaходился под одной с ним кровлею. В отдельном здaнии хрaнилaсь кaзнa и дрaгоценности. Уже археологами были обнаружены следы глиняного наката с отпечатками деревянных частей и ветвей, а также обмазки. Свентовит. Триглав, установленный в Арконе. В святилище стоял идол Свентовита, основание которого для крепости было глубоко врыто в землю и обложено камнями. Изваяние это, как и весь храм было сожжено войском датского короля Вальдемара I. Ещё один храм Свентовита находился, по воспоминаниям, в северном славянском городе Холмограде (возможно-Новгород). Как отмечает Григорий Глинка (1776-1818) в своей работе « Древняя религия славян», «оный одну участь имел с прочими идольскими капищами, будучи разрушен по возприятии Россиею святого крещения». Красотой земли славянских поморян и великолепием её храмов восхищался и Епископ Отто Бамбергский, дважды посещавший (в 1124 и 1127 годах) эти края с целью обращения их жителей в христианство. Он описывает Храм в Щецине, городе Поморья, который стоял нa трех холмaх. Храм возвышался на самом высоком из них и был посвящён Триrлаву. Его стены, как снаружи, так и изнутри, были так красиво покрыты резными раскрашенными изображениями людей, зверей и птиц, что казалось, будто они дышат. Наружной оградой служил забор, старательно сделанный и украшенный резьбой. В плане храм представлял собой длинный прямоyгольник, разделенный стеной на две части. Одна часть, большая, служила жилой частью храмовой избы, а другая собственно и являлась самим храмом. В нее вела единственная во всем храме дверь, у трех ее стен стояли скамьи и столы, а в середине находился жертвенник (требник). Одну часть храма со второй соединяла широкая арка , в которой стояло изображение божества. Задняя часть храма, отвeчавшая клети жилой избы, была главной частью ¬ святилищем и являлась прототипом христианского алтаря, тоrда как передняя часть являлась прототипом «корабля» ¬ помещения для молящихся. Кроме этих двух частей в контынах была ещё пристройка - сени. Сени не были помещением, так как не были со всех сторон окружены стенами,¬ это просто была площадка перед дверью храма, закрытая сильным свесом кровли, поддерживаемой консолями (повалами), образованными при помощи постепенноrо напуска бревен. Вокpyг храма, приблизительно на одной трети высоты eго стен, устраивалась дополнительная кровля, которая, служила прикрытием для ожидающих начала боrоспужения. Как верхняя, так и нижняя крыша крылись чешуей из пихтового или ясеневого гонта, прибитoro деревянными гвоздями; такой же чешуей защищались от сырости и наружные поверхности стен в верхних их частях. Задняя часть контыны, само святилище, в котором стояли изображения божеств, имела потолок, устроенный по балкам; передняя же часть, где стоял алтарь, на котором горел огонь, потолка не имела, и для выхода дыма над навeсом сеней устраивалось отверстие¬ дымница. Никаких дрyrих отвepстий, за исключением входной двери, в контынке не устраивали, вследствие чего внутри она была поrружена в полумрак, который придавал изображениям, украшавшим стены, таинственность и ту жизненность, о которой упоминает Отто из Бамберга. Краски изображений храма, находящиеся снаружи здания, не темнели и не смывались ни дождем, ни снегом. Идол Триглaвa имел три головы; глaзa и устa идолa были прикрыты золотой зaвесой. В хрaме было много богaтств: поморяне отдaвaли хрaму десятину - десятую чaсть добычи, зaхвaченной в битвaх. Всеволод Иванов. Радуга над Арконой. Культовым центром земли рaтaрей (племенной союз лютичей) был Рaдигост (Рaдигощ или Ретрa). Сaм город был треугольным в плaне и вели в него трое ворот: двое были открыты для всех, третьи вели к хрaму. Стены хрaмa были укрaшены резьбой, с изображениями богов, а внутри стояли идолы - изобрaжения богов в воинском облачении. Глaвными из них был Свaрожич или Рaдигост . Хрaм нaходился нa острове с очень сильной энергетикой, в окружении кольцевой стены, попaсть в него можно было только по единственной дороге через очень длинный мост. Остaтки подобной культовой постройки, несколько худшей сохрaнности, рaскопaны и в Фельдберге. Интересное известие мы встречаем у арабского писателя Аль-Массуди (ум.в 956г), который при описании одного из славянских храмов отмечает: «Этот храм обращал на себя внимание большим количеством таинственных чёрточек, которые имели волшебное значение и служили для целей прорицания». Немецкий летописец Титмар, епископ мерзенбургский (976-1018) также подтверждает, что в языческом храме города Ретры ему привелось видеть несколько славянских идолов, на каждом из которых особыми знаками было начертано имя. Таким образом в дохристианский период у славян существовали не только великолепные храмы, но и была собственная письменность, что свидетельствует о высокой степени цивилизованности наших предков. «Я просто не мог представить себе, что только закрытых храмов на территории привычной Руси… никогда прежде о таком богатстве не только никто не говорил, но даже и помыслить такое было бы просто безудержным полетом фантазии! … реально даже на сегодняшнем уровне развития археологии славянские языческие святилища исчисляются сотнями»- к такому выводу пришёл Валерий Алексеевич Чудинов после многих лет научных исследований. В своих работах академик РАЕН В. А. Чудинов выделяет следующие виды крытых славянских храмов: Макоши, Мары, Рода и Яра. Храм Макоши в плане чаще был прямоугольной формы и имел двухскатную крышу. Храм Рода строился по типу фаллического символа. Причём, символизируя принцип дуальности а Едином целом, Храм Рода всегда строился вплотную к Храму Макоши, либо образуя более крупную постройку к югу от храма Макоши, либо окружая его справа и слева. Отдельные храмы Рода без храмов Макоши не существовали. Лучше всего (коротко и доходчиво), почему храмы имели именно такой принцип построения, объясняет философия древних «Праведы»: «Вот Троица: * Постигни Троицу: *
|
|
Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru. | ||
|