КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 3. Меры от Меру - Часть третья. Славянские Храмы - Древо жизни

Древо Жизни

Самый главный храм, которому покланялись славяне - это Храм Природы. Они считали, что нет, и не может быть большего чуда, чем все, что нас окружает вокруг, чем сама наша жизнь. Древняя вера через традиции доносила каждому новому поколению основные принципы мироустройства и необходимые закономерности взаимодействия человека, общества и природы. А основные принципы провозглашали: единство целого (принцип бога Единого), взаимозависимость целого (образ Всевышнего) и его частей (подобий), принципы цикличности и равновесия.

Славяне смотрели на Землю как на единое, целое, живое создание, олицетворением которого являлась Мать-Сыра-Земля - богиня Макошь. Древние знали, что именно она ткёт полотно благополучия человечества нитями судеб отдельных людей.

Сейчас можно услышать от злопыхателей, что, мол, наши предки-варвары полонялись каждому кусту. Что ж, пожалуй, это было именно так. Ни одно деревце, ни один куст, ни одно животное не должны были пострадать без нужды. Рубили деревьев ровно столько, сколько было необходимо для постройки дома (с предварительным тщательным расчётом), а охоту вели в строго указанные для этого сроки и убивали лишь ради пропитания. А перед тем как срубить дерево, кланялись ему, и молились, прося у богов на то разрешение. И не потому, что были дикими невеждами, а наоборот, потому что понимали: воздействуя на часть, они воздействуют на целое, и не дай бог нарушить этот целостный баланс!

Нашими праотцами был известен и строго соблюдался принцип "русской матрешки" - принцип "подобия малого в большом".

Если, например, мифологические образы: Мировой Оси, проходящей через полюса планеты; Мировой Горы, как воспоминание о горе Меру; Камня- Алатырь, как Кристала –Логоса (око РА); Мирового Древа и Древа Жизни, символизирующих Трёхмирье (Навь, Явь и Правь) и Род рассматривать как «Большие образы» Матушки-Земли, то образами малыми будут соответственно: ось объекта сТРОИтельства (храма, дома, светилища); пирамида (курган, холм, скала, омфал); алтарь, требник; дерево.

Таким образом, оказывая постоянное воздействие на «образ малый», наши предки, тем самым, накапливали соответствующий энергетический потенциал на «образе большом». Как сказали бы теперь, вносили свой посильный вклад в саморегуляцию планеты Земля. Они считали, что от качества наших действий и мыслей зависит и погода, и судьба наших близких, нас самих, судьба народа и всего человечества.

Культовым местом для совершения славянских обрядов мог стать валун, дерево, родник и др. Прославляли «лес и камение и реки и блата, источники и горы и холми, солнце и месяц и звезды, и озера».

В народном искусстве дерево, росток, цветок – символы жизни. Изображение дерева встречается в узорах ткачества, вышивок, в рельефной и контурной резьбе по дереву, где часто сливается с мотивами травных и цветочных узоров.

В качестве священного дерева в народном фольклоре встречаются дуб, береза, ель, яблоня, вишня, сосна; воспеваются клён, рябина и ива, растущая у родников.

И такое разнообразие не удивительно, ведь, по традиции, каждому богу соответствовало своё дерево.

Существовали отдельные священные деревья, вокруг которых иногда делались специальные ограждения. Такие деревья считались природными храмами. По свидетельству очевидцев, храмами служили и вытекающие из-под их корней чудодейственные источники.

Сохранились воспоминания Константина Порфирородного о священном дубе на острове Св. Георгия, которому поклонялись руссы.

Иногда деревья заключались в Часовню. Такой обычай, например, еще недавно существовал в Вологодской обл. на р. Кокшеньге. А в поселке Керчево против впадения Вишеры в Каму стояла часовня, с деревом внутри, которое поверх сруба разветвлялось на пять стволов.

Считалось, что дерево, выросшее на месте разрушенной церкви, можно было рубить только для постройки новой церкви или часовни. В преданиях Русского Севера и в скандинавских сагах место для поселения или церкви часто указывает дерево либо бревно, причалившее к берегу.

Дуб

В русском фольклоре образ дуба, растущего на острове Буяне, посреди Океана-моря довольно часто предстаёт как образ Мирового древа. «На Море-Океане, на Острове Буяне стоит дуб зелёный», — так начинаются многие русские народные сказки. Так же начинает свою знаменитую сказку «Руслан и Людмила» и А.С. Пушкин:

«У Лукоморья Дуб зелёный, Златая цепь на Дубе том…»

То, что Лукоморье, - это не страна, выдуманная известным поэтом, а реальное древнее название поморских земель, вы уже читали выше. А возле древних священных дубов обычно собирались русы, чтобы выслушать речи своих духовных учителей-волхвов, которые несли людям просветление более ста тысяч лет. У Пушкина это образ кота, который «…идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит…». Ведь именно через песни и сказы из поколения в поколение на Руси Святой передавалась информация о прошлом и культуре.

По поверьям древних славян, в дупле огромного дуба обитает Никола Дуплинский. И если ему усердно помолиться, то он выполнит любое желание.

Особое почитание дуба - древа Перуна, связано с его крепостью, долголетием. Многим известно, что дубы могут жить более тысячи лет, но не многим известно, что дубы все эти годы способны записывать и хранить информацию того, что происходит вокруг них, то есть, записывать все те песни и сказки, что рассказывает «кот учёный», что ходит «по - цепи кругом».

Раньше ведающие люди могли также и считывать эту информацию с живого природного компьютера, настраиваясь на любое годичное кольцо дуба, волхв с точностью до года мог воспроизвести переданную из прошлого информацию.

Ель

Продолжая русскую северную традицию, Александр Сергеевич Пушкин в виде образа Мирового древа в своей «сказке о Царе Салтане» представляет нам Ель:

«Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки все грызет…".

Это вечнозеленое пирамидальное дерево - один из самых древних символов можно даже найти среди петроглифов на каменном плато Онежского озера, возраст которых более 5 тысяч лет !

Миф о Мировой Оси - Древе, соединяющим своими корнями Землю и Прикол (Полярную Звезду),где выход к трону Всевышнего, прослеживается и в современном обряде почитания новогодней Ели. Именно поэтому, макушку Ели всегда украшала звезда. Ствол Ели пронизывал звёздный Космос-украшения в виде светящихся огней. На ветки Ели вешали позолоченные орехи, яблоки, печатные пряники, восковые фигурки птиц, которые символизировали мировое БОГатство-всё как и сейчас на Рождество или Новый год.

Вот только родовые корни в новом обряде у ели оказались подрубленными-изначально ель наряжали прямо в лесу.

Когда то, очень давно, Северными волхвами на острове Шуя (в настоящее время остров Троица), что на реке Охта, была посажена Священная Ель. С тех пор на этом месте символ Мирового Древа растет всегда, а из далёкого прошло голоса волхвов доносят до нас необыкновенные по своей красоте и мудрости строки рунического стиха «ПРАВЕД»:

«На севере Росеи есть древняя страна- Корела под КолО*. Кор-ЕлА-это корень мира, там Самы. В Кореле растёт Великая Ель, Мировое Древо! Есть, растёт сейчас и вечно! Знай, если ты хочешь,-увидишь, Ель тебе покажут».

* "Коло"- старое название Кольского полуострова.

Тотемным животным северных народов являлся олень. Первоначально это слово звучало как "елень", то есть было однокоренным со словом «ель».

Имя Олен (Елен) носил и гиперборейский волхв, учивший греков - эллинов строить первые храмы. Кстати, слово «эллины» в древнерусских текстах и вплоть до XIХ века поизносилось как "елины".

В древнегреческих мифах мы читаем, что богиня Леда (Ледяная) - возлюбленная Зевса, приняв образ Лебедя, снесла яйцо, из которого вылупилась Елена Прекрасная. Елена (Олена) Прекрасная - царевна-Лебедь,- самая популярная героиня и русских сказок.

Ели и Олени - самые распространенные узоры русских северных вышивок и резьбы по дереву. Часто изображение ели традиционно заменяется ромбом или треугольником, а в скульптуре ели соответствует пирамида. На некоторых вологодских прялках дерево – ель – вырастает из солнечного круга или квадрата.

Берёза

Одним из самых почитаемых деревьев а Руси была и береза, с которой связан целый ряд весенних обрядов и хороводных песен. Береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия.

Береза выделяется в среде деревьев своей красивой формой кроны, разнообразием листьев, стройностью и белым стволом. В деревенском быту её хозяйственное предназначение трудно переоценить, это и водонепроницаемый материал - береста для плетения хозяйственных изделий, для письма (берестяные грамоты), для разжигания «священного огня». Крепость прикрепления листьев на ветвях делает березовые веники незаменимыми в русской бане. Эта русская красавица каждый год делится с людьми весенним березовым соком - источником минералов и витаминов.

Но почему именно белоствольная плакучая берёза, несмотря на все многообразие великолепных деревьев, ассоциируется во всем мире с многострадальным русским народом?

Ответ содержится в самом вопросе: потому что в современном русском языке до сих пор существует древнее слово «русый», что означает «светлый». А в Архангельской и Владимирской областях и сейчас говорят: «вынести на русь», то есть,- вынести на свет. "Вынеси цветок на русь"(то есть на светлое место); ребёнок вышел на русь (то есть родился на Свет Божий), вышел на русь (покинул родную деревню).

Сочетание «русский» и «светлый» всегда было устойчивым в русском языке и в представлениях соседних народов. Слово " русские" образовано от корня «рус-» с помощью суффикса «-ск-», определяющего принадлежность и окончание. Буквально означает «те, кто с русами».

Важно отметить, что такое же самоназвание – Белая Россия – возникло и позднее в русских землях, включенных в состав Великого княжества Литовского: с начала XVII века на Москве в отношении православных «литовских людей» возникает именование «белорусцы» (белорусы). Тогда же понятие «Белая Русь» было окончательно закреплено за Западной Русью и в 1654 году внесено в официальный титул русских царей.

Русское слово «святой» своим происхождением также связано со словом «светлый». Они восходят к славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также нечто белое, чистое, светящееся. Современный православный философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в древнерусских былинах и духовных стихах «святая Русь» отождествляется с «белым светом» и «матерью-сырой-землей».

Проповедники христианства неоднократно укоряли русский народ в том, что он продолжает поклонение «камням да березам». Но поклонение великолепию березы может исчезнуть лишь только с самим русским народом.

*

Конечно, дерево было для славян божество,- а как иначе? - ведь это укрытие от палящего солнца, источник свежего воздуха, материал для строительства и изготовления хозяйственных изделий, утвари, мебели, это источник тепла, удобрение при подсечном земледелии. Поклонялись деревьям? Конечно. Ведь если не оберегать это природное богатство, не ценить, не славить, так вскоре и кланяться некому будет.

Не смотря на упорное сопротивление «язычеству», все же много из древних традиций перешло и в христианские религиозные обряды. Не явилось исключением и почитание деревьев. Завивание березок на «семик», завязывание ветвей, украшение их полотенцами, использование свежей зелени во время обрядов и праздников, веточек ели- в дни похорон – все это проделывали и наши славянские предки.

У околиц некоторых русских деревень можно до сих пор встретить «священные сосны». К ним относятся с удивительной заботой, даже бережнее, чем к деревянным церквам. Иногда рядом с деревом ставят громоотвод.

«На многочисленных погостах севера нередко рядом с церковной постройкой присутствует старая ель или группа елей. По-видимому, не случайно в северной народной резьбе и росписи из всех деревьев чаще всего изображается ель, нередко с птицами наверху. Этот мотив широко распространен от Восточной Сибири до Норвегии»(текст с сайта музея-заповедника "Кижи").

О почитании деревьев напоминает и существующий до сих пор в Карелии(и не только) обряд завязывания разноцветных ленточек на деревья.

У коренных жителей Сибири существовала похожая традиция: они сажали Дерево желаний либо на перекрестке трех дорог, либо на берегу священного водоема. На ветках завязывались разноцветные веточки, чаще трёх цветов: голубого, белого, красного, для исполнения желаний, которые назывались “челамы”. Чаще всего они были трех цветов: голубого - цвета неба, красного - цвета земли и белого - цвета чистоты.

Традиция установки Мирового Древа или Древа Жизни сохраняется и сейчас.

К примеру, на Лысой горе в Сукко (поселок Краснодарского края) есть дерево, на которое вешают ленточки для исполнения желаний, а в Кемерово, благодаря дереву высотой всего полтора метра, без вести пропавшие люди возвращаются домой, а больные навсегда излечиваются. Люди бросают в кадушку у деревца монеты. Из нее даже можно взять взаймы, но с условием: впоследствии обязательно вернуть.

На набережной Онежского озера в Петрозаводске стоит парковая скульптура «Дерево Желаний», изображающая дерево в натуральную величину. На стволе Древа - большое ухо, в которое проходящие загадывают желание и повязывают на корни и ветки разноцветные ленточки.


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.