Поиск по сайту: |
Главная - Наше наследие - Забытые слова и понятия - ПеруницаЗабытые слова и понятияПеруница
Знамение Славян повторяло молнию Бога Перуна. Наши Предки были уверены, что сверкающие молнии испепеляют нечистоту, так как после грозы воздух очищается: становится свежим. Перуница (молния) – это Святое знамение, которым славяне осеняют себя во время богослужений, Правьславлений, обрядов, ритуалов, при вхождении в Храмы,Капища и Святилища. Знамение это применялось изначально в среде староверов,позже перешло в старообрядческую (до никоновскую) традицию. Триглав При совершении Святого знамения три перста правой руки (большой, безымянный, малый) концами соединяются вместе в честь Великого Триглава Мира Яви – Сварога, Перуна, Свентовита, которые есть суть – Совесть, Свобода (Воля), Свет; а два перста (указательный и средний) соединяются прямыми вместе, и означают Род Небесный и Ладу-Богородицу. Сложенные таким образом два перста налагают сначала на чело, после на очи (на левое, потом на правое), и затем на уста. Так совершалась малая перуница. Большая же перуница - чело, левое плечо, правое плечо и пупок. Считалось, что святое знамение активизирует энергетические центры, чтобы соединиться с окружающим миром, не только Явным, но и всеми остальными. Физическое объяснение этого ритуала заключается в следующем: по руке у нас проходит радиальный нерв, который раздваивается в кисти руки и заканчивается в среднем и указательном пальце. Через него происходит излучение во вне нашей внутренней энергии. Когда касаемся этими перстами своих чакр (чар), то посылаем в них энергию и тем активизируем их, заставляя работать в усиленном режиме. Таким образом, мы и укрепляем собственные защитные свойства организма и можем излучать более повышенный поток энергии. Индийская Мудра-йога сохранила для нас древнеарийское искусство овладения и направления энергии. Она учит: «известно, что наше тело - сложный энергетический механизм, тесно связанный с энергетикой Земли и Солнечной системой. Каждому пальцу руки соответствует энергетика определённого участка тела». Так, большой палец соотносится с волей, логикой, любовью и эго человека; Перуница совершалась при сложении перстов в, так называемую, Мудру жизни. Выполнение этой мудры, выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил, повышает работоспособность, улучшает общее самочувствие, придаёт выносливость и бодрость. Проведенная христианами в XVII веке Никоновская реформа обрядов запретила ритуал перуницу, введя трехперстное крещение: замыкая большим пальцем поток энергии в руке, ее уже не излучают во вне. Т.е. крестное знамение у христиан закрывает человека от окружающего мира. Староверы таким крёстным знамением осеняли, наоборот, нечистую силу, чтобы закрыть её доступ в мир человека. На фото: фрагменты картины Сурикова «Боярыня Морозова» Боярыня Морозова являлась ярой сторонницей старой веры. Она всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским канонам у старообрядческих икон. Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом(был сожжён на костре), апологетом старой веры, не воспринимала реформ патриарха Никона. Царь Алексей Михайлович всячески пытался воздействовать на строптивую боярыню, подсылал к ней ее родственников, чтобы те надоумили женщину и убедили принять новую веру, но все было тщетно: Морозова стояла на своем. Биография боярыни Морозовой заинтересовала Василия Ивановича по той причине, что сам он родом из Сибири, а ведь этот край славился огромным количеством старообрядцев. Сибиряки положительно относились к старой вере, потому в этом регионе широкое распространение получили рукописные «жития», принадлежавшие старообрядческим мученикам, пострадавшим от рук представителей новой веры. По некоторым данным, с «Повестью о боярыне Морозовой» Сурикова познакомила его крестная мать. По всей видимости, художник был впечатлен силой воли боярыни, поэтому решил воскресить память о ней, изобразив на огромном холсте эпизод, где Морозову везут в темницу. Боярыня Морозова (в монашестве Феодосия) была взята под стражу вечером 16 ноября 1671 года. Пытками на дыбе женщину пытались убедить принять новую веру и отказаться от своих убеждений, но та была непоколебима. Её уже собирались сжечь на костре, но такому кощунству помешала царевна Ирина Михайловна, сестра царя и заступница бояр. Тогда Алексей Михайлович приказал боярыню Морозову (Феодосию) заточить в земляную тюрьму Пафнутьево -Боровского монастыря. В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. Незадолго до смерти Морозова попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года от полного истощения. Петр Оссовский. Фрагмент триптиха Протопоп Аввакум – Боярыня Морозова . Известно, что Суриков выбирал модель для написания портрета Боярыни Морозовой, следуя словам Протопопа Аввакума из сохранившегося его послания к Феодосии: «Персты рук твоих тонкокостных, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, а ни лев». Феодосью Морозову Аввакум ставил примером истинного старовера, борца за веру. Аввакум родился в 1620 году в селе Григорьево на Нижегородчине, в семье священника. В дальнейшем ему суждено будет сыграть выдающуюся роль в истории Русской Церкви и государства Российского, стать новым пророком и апостолом русского старообрядчества и навсегда войти в память народную неустрашимым борцом за высшую правду. "Сильный Христов воевода противу сатанина полка", — так называет его одно из старообрядческих "Сказаний". Протопоп Аввакум стал автором более 80-ти литературных и публицистических произведений, самое значительное з них — "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", которое считается выдающимся памятником литературы XVII в. Все его произведение проникнуты одной главной идеей — защитой старой веры. Аввакум признавал, что главное противостояние между старообрядцами и сторонниками церковной никоновской реформы не в обрядах, а в том, что стороны по-разному видели цели и пути дальнейшего развития России. В своих произведениях Протопоп Аввакум резко критикует возросшее влияние западноевропейской культуры ("немецкие поступы", "польские обычаи", "латинство") делает "никоновскую" Русь окончательно "чужой землей". И восклицает: "Ох, ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступков и обычаев!" Еще большее неприятие Аввакума вызывает заимствование с Запада "внешней мудрости" — светской науки, основанной на рационалистическом мышлении. В то время, как русскому народу было свойственен традиционный родовой, ведический принцип постижения тайн природы. В итоге, образ "чужой земли" связывается Аввакумом непосредственно с антихристом, этим "врагом человеческим", символом Мирового Зла. Аввакум призывал сохранять Знания истинной Руси - "непорочные" книги, напечатанные "словенским" языком. Именно их сторонники церковной реформы придавали огню в первую очередь. Кстати, подобное благоговейное отношение к "старым" книгам сохранялось в старообрядческой среде и впоследствии. В своих книгах Аввакум проповедовал идею равенства, которое определено уже самим устройством Вселенной: в "своем отечестве", где всем "одинаково светит" солнце все равны перед Богом: "Если богатому кланяешься в пояс, то нищему поклонись в землю". Больше того, Аввакум утверждает, что "меньшие" наравне с "большими" имеют право решать те вопросы, от которых зависит и судьба отдельных людей, и судьба "отечества" в целом. Настоящим, подлинным "своим отечеством" Аввакум признавал старообрядческую общину, с её традиционными родовыми устоями. худ. П.Мясоедов."Сожжение протопопа Аввакума" 14 апреля 1682 г. после долгих гонений и скитаний по ссылкам, протопоп Аввакум, вместе с тремя своим соузниками, был казнен сожжением в срубе в Пустозёрском остроге на реке Печора. По воспоминаниям, протопоп собственноручно запалил свой смертный костер, в пламени костра Аввакум сумел высвободить руку и, сложив её в двуперстное крестное знамение, высоко поднял над собой, в последний раз обращаясь к народу: «Будете таким крестом молиться — во веки не погибнете!». |
|
Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru. | ||
|