КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Наше наследие - Загадки Карелии - Карельская Биармия

Карельская БИАРМИЯ

Алексей Попов

Триптих Ильи Глазунова "Внуки Гостомысла:Рюрик,Трувор,Синеус"

 Умила Новгородская, мать Рюрика

Памятник, посвященный тысячелетию России, сооруженный более ста лет назад в Новгороде, вполне конкретно указывает нам на то, «откуда есть пошла Русская земля» – из Новгорода.

Родоначальником русского народа считается Гостомысл – личность настолько легендарная, что никто ничего вразумительного о нем не знает, а в хрестоматийных исторических пособиях и учебниках по русской истории даже упоминания о нем довольно редки.

Об отце Гостомысла, князе Буривом, русские летописи почти ничего не сообщают, хотя правление последнего было исторически значимым.

По данным летописи новгородского епископа Иоакима (дата рождения неизвестна, умер в 1030-м году), так называемой Иоакимовской летописи, которая дошла до нас лишь в пересказе русского историка В.Н. Татищева, Буривой «имел тяжкую войну с варягами и, многажды их побеждая, владел всей Бьярмией, то есть Корелиею до реки Кюмени, напоследок же при сей реке был побежден и все почти войско потеряв, ушел в город Корелу и тут умре, а по нем наследовал сын его Гостомысл».

Считается, что сын Буривоя, Гостомысл – князь новгородский – и пригласил на княжение в Новгород варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором.

Во всех современных переводах «Повести временных лет», в хрестоматиях и учебниках говорится, что после прибытия на Русь, Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус – на Белоозере, а Трувор – в Изборске. А вот в Ипатьевской и Радзивиловской летописях говорится нечто совсем другое: придя в Новгородскую землю, братья-варяги первым делом «срубили» город Ладогу (ныне известный, как Старая Ладога). В нем-то и начал править Рюрик и только по прошествии нескольких лет перебрался в Новогород.

Родился Рюрик, по сведениям русских летописей, в 780-м и умер в 879-м годах в возрасте около ста лет и, надо же, в Корелах: «Ходил князь великий Рюрик с племянником своим Олегом воевати лопи и корелу. Воевода же у Рюрика Валет. И повоеваста и дань на них возложиша… Лета 6387 (879-й г.) умре Рюрик в Кореле в войне; тамо и положен бысть в городе Кореле…»

Крепость Корела.

Любопытно и загадочно сообщение о столице Биармии. Она носила то же название, что и вся страна – Корела. В.Н. Татищев считал, что этим местом может быть остров между двумя рукавами реки Вуокса, впадающей в Ладожское озеро; здесь, согласно летописям, еще в конце ХII-го века была построена русская крепость Корела, переименованная захватившими ее впоследствии шведами в Кексгольм (ныне – город Приозерск Ленинградской области).

Крепость Корела в ХIII – ХIV веках являлась административным и культурным центром Карельского перешейка, городом карельских и русских поселенцев, основную часть которых составляли новгородцы.

Основание крепости историки относят к 1143-му году, а время княжения Буривоя и Рюрика – VIII-IХ века. Здесь всё – тайна! Может быть в вопросе «откуда есть пошла Русская земля» не всё так ясно и однозначно, как нам представляется? Тем более, что по шведским историческим источникам, город Корела имел своего предшественника, который был расположен в нескольких километрах ниже по реке Вуокса. К сожалению, никакими археологическими и иными, кроме летописных, данными это не подтверждается.

Поэтому, отождествлять исторически известный город Корелу со столицей загадочной Биармии вряд ли уместно. Хотя, изучая сохранившиеся свидетельства о «государстве» Биармия, приходиться признать, что они заставляют несколько иначе взглянуть и на историю нашего края.

Упоминания о биармах в средневековых источниках крайне скудны. Важнейшими из них являются опубликованный английским королем Альфредом Великим рассказ норвежца Оттара о его путешествии в Биармию в девятом веке, отдельные скандинавские саги, а также некоторые русские летописи и немецкие хроники.

Во второй половине IХ-го века норвежец Оттар, временно поступивший на службу в Англию, рассказывал любознательному английскому королю о своих странствиях в Биармии. По его словам, на всем пути следования вдоль северных берегов Европы к Белому морю, он видел только «унылую, незаселенную пустыню», где бродили одни дикие финские племена. Но в устье Северной Двины Оттар нашел оседлые поселения народа, величавшие себя биармийцами, по языку схожие с финнами. Биармийцы приходили к нему на суда и много рассказывали о своей стране, а также о тех территориях, что были смежны с Биармией. Оттар нашел биармийские земли хорошо обработанными, привез на родину меха и моржевые клыки, вымененные у биармийцев.

Название «биармия» связывают с названием народа «пермь» (или «коми»), в древности известного под именем «беормас». Однако известно, что население коми в этих местах было незначительным, а самые ранние жители состояли из «заволоцкой чуди», то есть из переселенцев вепского и карельского происхождения.

Биармия простиралась почти на всем пространстве нынешних северных русских губерний: Архангельской, Карельской, Вологодской, Вятской и Пермской.

Фрагмент карты (XVI век). БИАРМИЯ.

Биармы стали известны благодаря пушному промыслу и торговлей. Они поставляли меха, в частности, на юг, через расположенный в среднем течении Волги Великий Булгар. Биармия почиталась варягами более богатой землей, чем Аравия и уж тем более, чем Европа.

К Биармии направлялся за золотом греческий торговый путь. Греческие историки указывали, что золото получалось именно отсюда, то есть с «дальнего севера». Вместе с золотом, из Биармии вывозились также «другие металлы и драгоценные камни», что свидетельствует о высоком уровне технических знаний и умений местных ремесленников.

По опыту и мастерству, объёму технических знаний, набору технологических приёмов и операций древнекарельских умельцев можно поставить в один ряд лишь с ремесленниками крупнейших древнерусских центров – Старой Ладоги и Новгорода. К такому выводу пришли специалисты Лаборатории естественно-научных методов Института археологии Академии Наук СССР, основываясь на материалах раскопок, проведенных в Карелии С.И. Кочкуркиной.

В «Истории» Карамзина также упоминается о торговом центре Биармия, в который «летом съезжались купцы из Скандинавии на славную ярмарку и покупали меха».

После Полтавского сражения в 1709 году, когда Петр 1 разгромил шведскую армию Карла XII, к русским попало в плен много солдат и офицеров, сосланных позднее в Сибирь. Среди них был подполковник Филипп Иоганн фон Страленберг (1676 – 1747), ставший впоследствии всемирно известным исследователем Севера.

В своей книге «Записки Филиппа Страленберга об истории и географии Российской империи Петра Великого» он отмечал: «Биарма же, которая ныне Карелией называется, прежде имела особливых своих королей, которые славою были не меньше финских и других полуночных королей… В бога почитал народ сей идола Юмалу, которому сооружен был богатый храм. И что народ сей такожде построил многия городы и ярмарки учредил…».

Заметное влияние на русских историков в части изучения Биармии оказали финские ученые начала и середины XIX века. Знаменитый финский ученый, лингвист и путешественник А. Кастрен (1813 – 1852), путешествуя по Карелии, пришел к любопытному выводу: «Приходы Рованиеми и Кеми, которые в старину тоже были населены лопарями (саамами), впоследствии большую часть своего населения получали из Русской Карелии или из древней Биармии… Крестьяне в Кеми и Рованиеми наследовали от отцов и дедов своих, так называемых Биармийцев, большую охоту к торговым предприятиям».

Известнейший русский ученый Евлампий Огородников (1816 – 1884) в своем труде «Прибрежья Ледовитого и Белого морей с их притоками» указывал: «Биармия узнается в древней Карелии, которой главный город Корелы (Кексгольм) назывался также Бярмы, а по замечаниям финнологов, в русской Карелии еще и доселе встречаются следы Биармийцев в смешении с другими племенами. Так как карелы очень рано заняли все пространство от Ладожского озера до Белого моря и следы их пребывания доселе сохранились у берегов Двины, то можно думать, что Карелия носила имя баснословной Биармии, исчезнувшей или, скорее, скрывшейся под названием Заволоцкой Чуди».

Карелы на протяжении всего раннего средневековья, т.е. в IХ – ХIII столетиях, являлись признанными торговцами; маршруты их торговых экспедиций были весьма протяженными. Разносторонняя активная торговая деятельность карел производила сильное впечатление на современников, а затем и на историков. Уже в литературе ХIХ-го века вопрос о биармах был тесно связан с историей карельского народа.

Разумеется, не все могли разбогатеть на торговле, но все-таки многие роды постепенно становились зажиточными. Возникает вопрос: не являлись ли потомками этих крупных биармийских родов богатые карельские роды – Ракула, Роуккула, Валлитту – хорошо известные по более поздним источникам. Некоторые земли между Белым морем и Ладожским озером, как известно из купчих грамот первой половины ХV-го века, находились во владении «пяти родов корельских детей», продававших участки не только друг другу, но и новгородским светским и духовным феодалам. Видимо, состоятельностью этих и других родов и объясняется то, что земля биармов слыла сказочно богатой.

Периодом расцвета в истории биармов является, вероятно, «эпоха викингов», а также раннерусский период до набегов татар. Торговые связи биармийцев с югом были прерваны в 1240-х годах монгольским нашествием, которое уничтожило Булгарское царство и привело к временному подчинению огромные территории Русского государства, а торговые связи с западом, осуществлявшиеся через Финляндию, ослабли из-за повторявшихся войн между Швецией и Новгородом.

В условиях новой международной обстановки карелы-биармы теряли былое богатство и былую славу. Но их торговые традиции сохранились надолго. Торговали они и в новгородских землях, и в Восточной и Северной Финляндии. Особенно прославились карельские коробейники, появлявшиеся на традиционных ярмарках в Финляндии.

4 августа 1979-го года в местечке Кухмо, на древнем торговом пути биармов, был открыт памятник коробейникам. Торжественную речь произнес известный финляндский историк Х. Киркинен, который подчеркнул, что культурный обмен и сотрудничество между СССР и Финляндией истоками своими уходят в далекое прошлое, в те времена, когда существовали традиции Биармии.

***


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.