Поиск по сайту: |
Главная - Наше наследие - Загадки Карелии - Жили ли в Карелии великаны?Жили ли в Карелии великаны?
«В ТО ВРЕМЯ БЫЛИ НА ЗЕМЛЕ ИСПОЛИНЫ...» Мы еще слишком мало знаем свое прошлое, чтобы выносить о нем не поддающиеся сомнению заключения.Новые находки могут нести в себе неслыханные тайны, изучение древних сообщений может во многом дополнить и даже изменить уже устоявшиеся исторические реалии. Так, например, вопрос о возможности существования на Земле великанов (исполинов, гигантов) наука относит к области легенд и мифов. Однако, как справедливо заметил в своей книге «Древняя Русь», изданной в Москве в 1996-м году, крупнейший российский историк Георгий Вернадский: «Следы древней исторической основы могут легко быть обнаружены под мифологическим покровом»… Вопрос о возможном существовании великанов не так прост, как кажется на первый взгляд. Согласно концепции мировой истории вавилонянина Бероса, Земля в доисторические, допотопные времена была населена гигантами, сосуществовавшими с человечеством. Собственно, о том же повествует ветхозаветная «Книга Бытия». Сначала исполины были добрые и славные, если вспомнить о них слова, например, той же Библии. Но постепенно деградировали и стали угнетать людей. Живое народное предание во всей Финляндии и некоторых уголках Карелии приписывает принадлежность, кое-где сохранившимся еще могильным каменным грудам и курганам, нефинскому народу, населявшему в древнее время всю Финляндию, северную часть Скандинавии и даже Карелию на нынешних территориях Кемской и Олонецкой губерний. Финское название этого древнего народа — хийси. В древних исландских сагах этот народ встречается под именем етун. Нынешняя форма этого имени в шведском языке -йятте, а живущие около шведского населения финны переделали это название в йятти, со значением -великан. Но даже под названием хийси, этот древний народ в преданиях финнов слыл великанами, обладавшим исполинской силой. В связи с тем, что с началом систематических путешествий и географических открытий вся земля до Белого моря и далее становилась известной, явилась необходимость создания этнографических карт, с указанием народностей, проживавших на этих территориях, однако с представлениями о севере всегда связывалась «страна великанов». Известно, что «Белое море» — название русское. Путешественники, приезжавшие в средние века к устью Северной Двины, впадающей в Белое море, уже застали это название, на что указывает обозначение моря на карте самого знаменитого картографа ХУ1-го века Меркатора…хотя в далекие стародавние времена оно называлось Гандвиком. Интересно, что «Гандвик» у скандинавов означал «Залив чудовищ». Саксон Грамматик (1140—1206 гг.) служил секретарем у епископа Абсалона в Роскильде (Дания), изучал историю далекого прошлого по всем доступным для него источникам. В русской историографии сложилось мнение, что в «Истории» Саксона отображены самые точные сведения о севере и его жителях в его время. Кстати, у многих народностей (финнов, шведов, лопарей, карел) сохранилась память о переселении «гигантских людей» в стародавние времена. Среди датских королей у Саксона Грамматика, совершенно особое место занимает Горм. Вместо совершения военных подвигов, он исследовал законы природы и направлял свои усилия на изучение отдаленных малоизвестных стран. Саксон Грамматик повествует об одной экспедиции Горма: «...Дойдя до Гандвика (Белое море) и вытащив корабли на берег, Горм со своими матросами расположился лагерем. В сумерках явился к ним человек необычайной величины, назвавший себя Годмундом». Последовавшие за ним путешественники, вскоре увидели поселение «похожее более на дымное облако». Войдя в одно из помещений, «они удивились обильным сокровищам и разным драгоценностям». Между прочим, «они увидели семь бочек, опоясанных семью золотыми обручами и увешанных серебряными цепями из многочисленных колец, необыкновенной величины бычачий рог, отделанный драгоценными камнями и покрытый художественной гравировкой и, наконец, браслет основательного веса». Особенно они удивились, увидев «вооружение, предназначенное по своей величине каким-то сверхъчеловеческим существам». Не выдержала душа простых матросов обилия и доступности драгоценностей, поэтому большинство из них были «растерзаны чудовищами, а спаслись только двадцать человек, которые и вернулись во главе с Горном домой». Весьма примечательным было и путешествие Торстейна, служившим дружинником у норвежского короля Олафа. Отправившись с командой изучать северные земли, он, как и Горн, приблизительно в тех же местах столкнулся с отрядом великанов из 22-х человек. Предводителем у великанов был также Годмунд (вообще, есть намеки на то, что он являлся, якобы, «официальным проводником» всех, кто посещал «царство великанов»). Далее, мы узнаем, что владения Годмунда входят в состав «государства» великанов Ризаланд, предводителем которого являлся Геррауд. Во время пира, устроенного в честь этой встречи, великаны пили из «золотых кубков в два локтя вышиной и каждый осушал его в один прием». Путешествие Торстейна заканчивается более удачно, нежели Горна. Все возвращаются домой, что и отмечает Саксон в своей «Истории». Арабский историк Ибн-Фалдан, в начале Х-го века узнав, что «есть в Волжской Булгаре какой-то необыкновенный великан», обратился с запросом к самому булгарскому царю. Царь отвечал, что действительно был такой великан в его стране, но помер; да и был он не из его людей и «не настоящий человек». «А был он ростом локтей двенадцать (около шести метров), голова у него была с большой котел, огромный нос, глаза и пальцы преогромные. Был он от народов веси. Я видел кости его: они необъятной величины»,— отмечает Ибн-Фалдан. Данное любопытное историческое наблюдение стало известным российскому читателю благодаря книге А. Ковалевского «Книга Ахмера Ибн-Фалдана о его путешествии на Волгу в 921-922 годах», изданной в Харькове в 1956-м году. В книге выдающегося финляндского этнографа и археолога Теодора Швиндта «Народные предания северо-западного Приладожья, собранные летом 1879-го года», изданной в Санкт-Петербурге в 1880-м году и давно уже ставшей библиографической редкостью, также приводятся уникальные сведения о «великанах древней земли Корельской». «На Ладожском побережье, — пишет Т. Швиндт, -существует предание, что когда-то в этих местах жили огромные люди, так называемые метелиляйнены, или мунккилайнены, которых постепенно вытеснили отсюда лапландцы и финны». Метелиляйнены отличались громадным ростом и невероятным шумом, который они производили при своем передвижении по лесу, откуда, собственно, происходит и их название (от слова— шум). В деревне Терву, около горы Кирккомяки, неоднократно находили «кости великанов» и подобные примеры можно было бы продолжать и продолжать». «Между островами Риеккала и Тулоланоаар есть два островка, — продолжает далее Т. Швиндт, — один совсем маленький — Лиертсаари, а другой чуть побольше - Хийретсаари. На них сохранились длинные низкие ограждения из камня, протянувшиеся вдоль берега. На Хийретсаари, кроме этого, имеется еще один вал, длиной примерно с версту, который окружает почти весь остров, — причем оба вала расположены на расстоянии десятка саженей (сажень — русская мера длины, равная 2,1336 метра — А.П.) от берега. С внутренней стороны кругового вала насыпано много камней величиной с кулак. По преданию, метелиляйнены собирали эти камни для военных целей и во время сражений, спрятавшись за валами, кидали их за версту друг в друга с острова на остров. Кстати, многим хорошо известная железнодорожная станция Яккима, находящаяся в трех километрах от города Лахденпохья, получила свое название от имени Яакко, который когда-то владел этой землей. Интересные данные приводит Т. Швиндт: «Яакко Пунтус был метелиляйненом. Он раскорчевал много лесов до самого Олонца. В деревушке Микли, в лесу Вакокангас («Лес борозды»), есть борозда глубиной со скамью (примерно 40—50 см. -- высота скамьи в лютеранской церкви — А.П.); Пунтус пропахал ее давным давно». Уже в начале двадцатого века среди поморов, ходивших на своих судах к Новой Земле, бытовало предание, что там в одной из прибрежных пещер, находятся гигантские человеческие черепа с оскаленными зубами. Варяги, во времена набегов на отдаленные районы Русского Севера, также неоднократно сталкивались с племенами исполинов, причем — как «обычных» великанов мужского пола, так и племенами, состоящих исключительно из женских особей (так сказать, амазонок-великанш). Эти сведения сохранились в скандинавских источниках. Знаменитый финляндский лингвист и этнограф Матиас Кастрен (1813—1852 гг.) записал в Карелии несколько рассказов об одном исполинском народе. «О происхождении этого народа, — пишет Кастрен, — есть предание, что леший похитил одну женщину, родившую от него мальчика и девочку, которые, впоследствии, произвели на свет это богомерзкое поколение, названное Найколайсет. Чуждаясь всякого сообщества с людьми, народ этот поселился на горе Хапавара и там образовал совершенно заключенное в самом себе общество. Число людей, принадлежавших к этому поколению, сводится до семнадцати мужчин, способных носить оружие. Все они погибли до последнего человека в одну из войн с местными жителями. Об этом народе я ни прежде, ни после не слыхал никакого предания» (по сборнику «Памяти М.А. Кастрена», изданного в Ленинграде в 1927-м году). Все большее число современных ученых не исключают существования на Земле расы великанов в далеком историческом прошлом. Известный российский биолог Александр Белов считает, что «изначально человечество выглядело несколько иначе, чем мы. Мировые мифы изобилуют великанами...Логично предположить, что раз мы, как и братья наши меньшие, — деграданты живших некогда разумных существ, значит, они (великаны) гораздо совершеннее нас. Мифы о золотом веке, богатырях и могучих исполинах звучат в унисон с этим предположением». Возможно, что цепочки, состоящие из мегалитов, гигантских костей великанов, отпечатки их следов в древних отложениях, и мифы об исполинах тянутся к современному человеку из древней Гипербореи, где, может быть, обитал наш далекий совершенный и могучий предок. Таким образом, мы лишний раз убеждаемся, насколько богата тайнами древняя история земли Карельской. ИСТОЧНИК: Алексей Попов. «Таинственный мир Карелии» |
|
Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru. | ||
|