КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - гл.1 Азбука,Букварь,Алфавит - Уроки чистописания

Уроки чистописания

<< 9

Ещё даже в мои школьные годы сохранялись некоторые традиции старого письма. Вплоть до семидесятых годов прошлого века для грамотного отображения и понимания Букв были предусмотрены определённые правила написания. Этими правилами определялась начальная точка письма, его направление и последовательность (шрифт), а также сила приложения энергии,- нажима при написании.

Меня, бабушку своих уже взрослых внуков, в советской школе 60-х на предмете «чистописание»  учили красиво и аккуратно писать чернилами и перьевыми ручками (палочками с пером).

Писать первоклашке металлическими (железными, стальными) перьями, при каждом новым слове макая их в чернильницу, было очень нелегким делом. Обращение с перьевой ручкой требовало особой аккуратности: боялись пролить на парту чернила, поставить в тетрадке кляксу, смазать только что написанные буквы. Для избежания таких неприятностей в каждой тетрадке находилась промокашка, а в пенале обязательным атрибутом лежала перочистка: стопочка маленьких цветных тряпочных, скрепленных по центру.

Для наших тетрадок в косую частую линеечку идеально подходило перо № 11,но можно было писать и №86. Кроме этого были перья «уточка» — с загнутым носиком, широкая и короткая «лягушка», прямое «рондо», крошечное чертежное, широкие плакатные и др. Некоторые даже коллекционировали разные пёрышки.

Каждая буква выводилась с определённой точки с обязательным регулируемым нажимом: когда перо идет вниз, то нажимаешь сильнее, и линия получается жирнее, когда вверх — отпускаешь, и линия получается тоньше.

Выработка красивого почерка требовала многократного повторения написания одних и тех же отдельных элементов букв в тетрадях – прописях, разлинованных так, чтобы дополнительная строчка и вспомогательные линии помогали контролировать высоту и наклон букв.

То есть, письмо в школе преподавалось как целый ритуал, который помимо навыков красивого письма развивал у учеников концентрацию внимания, выработку терпения, тренировал мелкую моторику, мыслительные процессы и возможности творческой деятельности.

Сегодня, в эпоху компьютеров, шариковых и гелиевых ручек этот ритуал письма прекратил своё существование, а значит, из полноценного развития детей выпало существенное звено. Хотя, надо сказать, что и в ещё более ранние времена перехода от гусиных перьев тоже говорили, что металлические перья “портят руку и характер”.

После простых перьевых ручек изобрели «вечное» перо. Его не надо было макать в чернильницу: в корпусе такой ручки находилась небольшая емкость с чернилами. Ёмкость надо было регулярно заполнять, но уже не так часто, как прежде, запаса хватало на пару десятков тетрадных страниц текста. В те годы проблемы с выбором подарка студенту или сотруднику не существовало – новой ручке с вечным пером (лучше злотым) всегда были рады.

До времен книгопечатания на Руси (XVI век) каллиграфия была особо почитаемым занятием, ведь все книги, летописи писались и переписывались вручную, благодаря чему монахи (а книги писали, главным образом они) не только описывали события и философские воззрения, но и посредством ручного письма вкладывали в каждую букву живую энергию, сила действия которой на читателя регулировалась нажимом и сложностью написания (буквы с вензелями, с узорами, многоцветные и др.).

Красивый почерк, искусная каллиграфия в докомпьютерную эпоху у нас в стране тоже всегда высоко ценились. Умелые гравёры, по древней традиции, изготавливали буквенные клише для заглавных букв сборников русских сказок и былин, придавали ювелирным изделиям, дорогим подаркам и призам персональный характер и уникальность.

Искусство красивого и правильного письма до сих пор считают непременной составляющей хорошего образования в ряде восточных стран, например, в таких высокоразвитых в области технического и электронного прогресса, как Япония, Корея, Китай. Там каллиграфия продолжает по прежнему традиционно оставаться изобразительным искусством, способствующим духовному развитию.

11 >>


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.