Поиск по сайту: |
Главная - Книга 2. Как читали и считали наши бабушки - гл.2 Знаки древнерусской письменности - РуныРуны
<< 13 Самыми глубокими письменными образами являются Древние руны. Руны - это мистические символы, которые, с одной стороны служили алфавитом, а с другой-значками, связанными с определенными божественными силами. Немецкий оккультист прошлого века Фридрих Мэрби был убежден в том, что руны являются письменностью доисторической цивилизации расы ариев, погибшей в волнах океана около 12000 лет назад. Эта цивилизация располагалась в Арктиде, которая была уничтожена в результате природной катастрофы. Потомки ариев владели различными видами письменности, которая использовалась в зависимости от назначения (бытовое, жреческое, военное, торговое) и видоизменялась со временем многочисленными племенами, все дальше и дальше уходящими друг от друга. Немало ученых присоединяются к мнению, что у истоков как современного, так и архаичного письменного разнообразия находились именно руны. Традиционно слово «руна» связывают с германским словом runa (rune), обозначающим литеру рунического письма,а также - с готским runa -тайна и др.-нем. глаголом runen (совр. нем. raunen), в значении шептать. Но, как считает исследователь рунического письма, кандидат физико-математических наук Антон Платов, это значение европейских слов того же корня, уже вторично и связано с магическим применением древних резаных знаков, древних рун. В.А.Чудинов пишет: «Есть, так называемые, германские руны...но они их взяли от славянских вендов, а венды взяли от венедов". Как алфавит, руны - письменность «топорная», изображения рунических знаков выдалбливались топором или вырезались ножом. Отсюда и название. Д. Жункович * предположил, что само слово «руны» славянского корня: «руна», «руня» и означает "борозда" "реза", "врез", а «руги» – «врезать», «гравировать». Антон Платов также считает, что слово «руны» имеет общий корень со словами рана, ранить, рыть, укр. рилля - борозда. Причём, основа самого слова «руна»: run/ran с тем же значением была известна не только славянам, но и древним германцам. Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA, переводимую как "пронзающий", "наносящий ранения", "ранящий" . Сейчас уже известно из различных летописных источников (например, воспоминания болгарского монаха Храбра, Х век), что до Кирилла и Мефодия на Руси существовала письменность под названием «черты или резы». Сейчас применяется и другое наименование этих знаков, - "русская руница" (В.А.Чудинов). В работе «Славянские руны» Антон Платов пишет: «…существование рунического письма и рунической культуры в целом у славян бесспорно. Первые следы этой культуры появляются еще в начале новой эры, т.е. практически одновременно с формированием классического германского рунического алфавита Футарка. Памятники славянского рунического письма, представляющие, вероятно, разные стили и алфавиты и датируемые временем от середины I тысячелетия н.э. до эпохи "развитого" средневековья, находятся по всей славянской Европе». В то же время академик РАЕН В.А.Чудинов своих исследованиях идёт ещё дальше. Следы сакрального письма - славянской руницы учёный обнаружил в пространстве от берегов Португалии до зауральского Аркаима, от Египта и до Кольского полуострова, а во времени - от неолита до первой половины XVII века. Учёный считает, что руницей записывались тексты сакрального языка Европы, народ, оставивший эти зарубки на камнях и скалах, именовал себя «русичи», а сама письменность уже тогда различалась: слоговая руница Мары и Макоши служила для сакрального письма, а в быту пользовались руницей Рода и Яра (буквенной протокириллицей). Тайные надписи сакральной руницей были обнаружены на древнегреческих (VI-II вв. до н.э.) вазах, на греческих средневековых (V-X вв.) иконах, на многих рисунках средневековых немецких книг. Так называемой, альпийской рунической письменностью владели севеpные этpyски, живyщие по соседствy славянские и кельтские племена. Историкам известны pyнические письмена на памятниках, связываемых с венедами, балтийскими славянами. Например, это, так называемые, Микоpжинские камни, обнаpyженные в 1771 годy в Польше или надписи на кyльтовых пpедметах из pазpyшенного в сеpедине XI века геpманскими завоевателями славянского хpама Радегаста в Ретpе. В землях этpyсков и венедов (Этpypии и Венеции) к рунам относились как к объектy, имеющемy божественное пpоисхождение и имеющим свойство оказывать магическое воздействие. Рyническе письмена археологи обнаружили на обломках также "чеpняховской" (праславянской культуры начала-середины I тысячелетия н.э.) кеpамики. Интересную группу памятников рунического письма XI - XIV веков образуют памятники, собранные в Витебской области Белоруссии на городище Масковичи. В научных кругах известны Велестурские (Южная Словакия) и Шутгардские (Ситские) рунические надписи.
Рунические надписи. 1. Белоруссия. 2-3. Россия. 4-5. Польша. Большой познавательный интерес представляет собой ещё одна разновидность древнеславянского рунического письма, так называемая «Велесовица». Эта письменность очень схожа со скандинавскими рунами с одной стороны, и с письменностью деванагари-с другой стороны: руны, висящие под чертой. Этими руническими знаками была записана самая загадочная древнеславянская «Велесова Книга». Велесовица и Деванагари В самостоятельную группу рунического письма, которое представляет собой нечто среднее между германскими рунами и буквами старославянского алфавита, исследователи относят «беломорскую». Эти знаки обнаружены на деревянных карельских рунических календарях. Один из них храниться в настоящее время в Петрозаводском Историко-архитектурном музее, куда он поступил в двадцатые годы прошлого столетия из д. Вокпавелек (Кемский район). Календарь представляет собой деревянный посох общей длиной 1,5 м с рукоятью, в сечении образующей квадрат. Рунические надписи находят на старых деревянных постройках и на брёвнах, разбросанных по берегам Белого моря, не исключено, что в среде поморов и в глубинке карельской тайги ещё сохранились и сами хранители рунических знаний. На европейском Севере и сейчас можно встретить большие валуны, служившие в древности мемориалами и межевыми знаками, исписанные рунами в охранных целях. Рунические узоры также использовались в расположении облицовочных балок на фасадах домов, что стало характерной чертой немецкой архитектуры. В магических целях рунические символы наносились на кольца, браслеты, пояса и личные вещи; на щиты, мечи, кинжалы и другое оружие; на посохи и шаманские орудия, на амулеты и талисманы. Часто использовали в защитных целях изображения алфавитных рун и неалфавитных pyнических знаков (коловрата, свастики, спиралей, крестов) в украшениях вятичи, сарматы, скифы, индийцы. Рунические знаки включались в торговые знаки, монограммы и даже в геральдические принадлежности - гербы и знамена. Славяне владели кyльтypой вырезания рун вплоть до XVI века - окончания эпохи "двоевеpия", то есть периода одновpеменного сyществования на Рyси хpистианства и ведизма. В наше время более известны германский и скандинавский рунические ряды под названием Фу́тарк. Древнегерманский рунический ряд называется «старшим футарком»(24 руны), а остальные — младшими. Восстанавливается и славянский рунический ряд (18 рун). Причём, так называемые германские руны, по - мнению В.А. Чудинова, были взяты от славянских вендов, а венды взяли от венедов. Германцы, как считает учёный, пришли на славянские территории в I веке нашей эры из Азии и в IX – X вв. стали теснить славян. Причём, значение этих рун значительно переосмыслялись в более поздние и в наши времена, поэтому они несут далеко не ту полную информацию, которой изначально владели волхвы. На рис. Славянский рунический ряд. Начинался славянский ряд с руны Мир. Форма руны Мир суть образ Древа Мира, Мироздания, Мирового порядка. Символизирует также внутреннее Я человека. В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство богов. Именно поэтому, традиционным жестом при славлении богов было поднятие обеих рук к небу. Вновь обретать веру, «вспоминать» свои корни во-многом помогают древние предания мифы, былины и эпос народов мира. Девять палочек рунного устава олицетворяли для волхвов весь Космос. Девятка - это сумма трех троек (утроение Троиц), обозначающая первичную схему мироздания и последовательность процессов, происходящих в природе и во Вселенной. Их сочетание дает единство и целостность. ------------------------------------------------------------------ * D. Zunkovic, 1918, Die slavische Vorzeit. Maribor 1–434 ** Сюжеты исландских саг были изложены исландским историографом XII-XIII веков Снорри Стурлусоном. Научно доказать свою гипотезу о викингах-асах Тур Хейердал не успел, но косвенно её подтвердили многочисленные археологические находки в районе Азова, среди которых скандинавские пряжки для плащей, датируемые I веком до н. э., что совпадает по времени с существованием легендарного Асгарда. На ясынях (осетинках) были женаты многие русские князья. Так, сын Владимира Мономаха Ярополк в походе на Дон и Донец полонил дочь ясского князя, «красну вельми». В замужестве ее называли Еленой. Великий князь Всеволод Большое Гнездо взял в жены ясыню, великую княжну Марию, родившую ему 8 сыновей. Один из них — Ярослав, князь владимирский, отец Александра Невского. Как пишут историки, он был «темпераментным в осетинку-мать и решительным в отца». Достоверно известно, что в середине 11 века будущий король Норвегии Харальд Суровый служил при дворе великого киевского князя Ярослава Мудрого и одна из дочерей Ярослава (Елизавета) стала его супругой и норвежской королевой. До Харальда у Ярослава одно время гостили короли Олав Трюггвасон и Олав Харальдссон (Святой). К 18 веку на Севере сложился уникальный русско-норвежский симбиоз, результатом которого бала не только оживленная совместная промысловая деятельность на Беломорье, но и общий русско-норвежский язык (russenorsk), на котором без труда общались два соседних народа. Надо заметить, эта культурная традиция просуществовала вплоть до революции 1917 года. 15 >> |
|
Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru. | ||
|