КАМНИ КАРЕЛИИ
Главная - Наше наследие - Жили-были наши деды... - Русский календарь

Русский календарь

Русский календарь был основан на шестнадцатеричной системе счисления:

16 часов в сутках, 9 дней в неделе, 9 месяцев, 3 сезона Лета (года) – Оусень, Зима, Весна. Этим календарем наши предки пользовались до 1700 года, пока Петр I не заменил его на Юлианский. Исторические события начали считать от Р.Х., отняв у русского народа многотысячелетнию историю. На Руси в 1700 году шло 7208 Лето от С.М.З.Х.

1 Понедельникъ (После Недели день труда)

2 Вторникъ (Второй день труда)

3 Третейникъ (Третий день-отдых, пост)

4 Четверикъ (Четвертый день труда)

5 Пятница (Пятый день труда)

6 Шестица (Шестой день труда)

7 Седьмица (Седьмой - отдых, пост)

8 Осьмица (Ось Мира день труда)

9 Неделя (Нет Дел - отдых, день гостей)

Пятница была посвящена Мокоши.

У древних славян считалось, что в этот день нельзя начинать никакого дела, иначе оно «не заладится, будет пятиться».

Среди пословиц, собранных В. Далем, есть такая: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут». Очевидно, что в те далекие времена знакомое всем, знающим русский язык, выражение: «У него семь пятниц на неделе» — имело несколько иной, нежели сегодня, смысл. Мы так говорим о человеке, который не знает, чего хочет, постоянно меняет решения. Предки же подразумевали лентяя.

С приходом христианства «двойником» Мокоши стала Параскева Пятница.

На протяжении многих столетий календарные расчеты на Руси проводились «на пальцах» в буквальном смысле этого слова.

Сегодня, заглянув в календарь, мы сразу можем сказать, на какой день недели пришлось, например, 1 марта или 26 августа, в какой день того или другого месяца будет новолуние. В наше динамическое время такая информация необходима всем. Но она была нужна и 500, и 800 лет назад. Календарей в то время не печатали. И все же люди выходили из положения, ведя счет дням и фазам Луны по пальцам. Используемый метод назывался «рука Дамаскина» или «рука богословля».

Рисунок «руки» для проведения календарных расчетов помещен в Ужгородском Полууставе — рукописи XVI в., в которой подробно описаны календарные характеристики года и даны их таблицы. Описание метода и рисунки даны и в «Псалтыре с часословцем», напечатанном Иваном Федоровым в г. Заблудове (1569 г.).


Copyright © 2006-2020, www.Karvin.ru.